Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Шуберт Франц Петер

Шуберт Франц Петер



(31.01.1797 - 19.11.1828)



Франц Петер Шуберт родился в Лихтентале, предместье Вены, в семье школьного учителя. Его музыкальное образование началось дома и было весьма разносторонним (основы композиции, хоровое искусство, игра на скрипке, клавире, органе), но не профессиональным; связь с бытовым любительским музицированием, в атмосфере которого рос будущий композитор, он сохранит на протяжении всей жизни. В 1808 году Шуберт поступил в духовную школу - конвикт, где, помимо изучения основных дисциплин, много времени было посвящено занятиям музыкой. Они включали игру в оркестре, дирижирование, участие в хоре и композицию. Официальным учителем по сочинению был Сальери; несмотря на его стремление воспитать ученика в традициях “серьезной” оперы,



Шуберт тяготел к простой песне и балладе. В 1813 году он ушел из конвикта и, по настоянию родителей, стал учителем элементарных предметов в школе своего отца. В годы службы (до конца 1817 года) композиторский талант раскрылся во всей полноте: Шуберт сочинял песни (центральный жанр этого периода), симфонии, квартеты, духовные хоры, фортепьянные сонаты, оперы. Через несколько лет совмещение творчества с ненавистными обязанностями учителя стало невыносимым, и в 1818 году композитор навсегда оставил службу, порвав отношения с отцом. Всецело посвятив себя музыке, Шуберт обрек себя на нищенское существование: в течение десяти лет его искусство оставалось практически неизвестным профессиональному музыкальному миру, и лишь в конце жизни у издателей начал появляться интерес к его пьесам. Дважды – в 1818 и 1824 годах – композитор отправлялся в Венгрию в качестве учителя музыки семьи графа Эстергази, однако ни материальная стабильность, ни новизна впечатлений (особенно музыкальных) не могли перевесить тяжести положения “придворного слуги”, и Шуберт снова становился “свободным художником”. Среда артистической интеллигенции, к которой принадлежали его друзья и он сам, позволяла жить напряженной духовной жизнью. 1820-е годы – новый виток в творческой эволюции композитора. “Неоконченная симфония” (1822), 3 струнных квартета; фортепьянные произведения: фантазия “Скиталец”, немецкие танцы, вальсы, “Музыкальные моменты”, “Экспромты”, сонаты; хоровые произведения; песни, в том числе циклы “Прекрасная мельничиха” (1823) и “Зимний путь” (1827) – во всех этих и других произведениях с небывалой выразительностью передан внутренний мир человека. В искусстве последних лет внутренний, глубокий драматизм уступает место свету и радости жизни: таковы Девятая симфония, струнный квинтет и кантата “Победная песнь Мириам” (все – 1828). В последний год жизни композитора захватил интерес к масштабным жанрам оперы и симфонии, но ему не суждено было реализоваться. 19 ноября 1829 года, через несколько месяцев после своего первого авторского вечера, прошедшего с огромным успехом, Франц Шуберт скончался.



Источник информации: Озон.ру



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"