Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Шпиттелер Карл Фридрих Георг

Шпиттелер Карл Фридрих Георг



(24.04.1845 - 28.12.1924)



Карл Фридрих Георг Шпиттелер, швейцарский поэт, романист и эссеист, родился в Листале, неподалеку от Базеля. Когда его отец, правительственный чиновник, был в 1849 г. назначен казначеем Швейцарской Конфедерации, семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тети в Базеле и посгупил в местную гимназию. Позже он вернулся в Листаль, откуда совершал ежедневные поездки в Базельскую гимназию, в которой по ряду предметов получил подготовку на университетском уровне.

С ранних лет проявив способности к музыке и рисованию, Шпиттелер поначалу намеревался стать художником, однако в гимназии попал под влияние филолога Вильгельма Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта, которые зародили в нем интерес к эпической поэзии, особенно к произведениям Лудовико Ариосто, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вскоре Шпиттелер начинает писать собственные стихи.



В 1863 г. уступив желанию отца, Шпиттелер поступает в Цюрихский университет, на факультет права С 1865 по 1870 г. он изучает теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле, намереваясь быть священником, но затем отклоняет предложение стать пастором в Арозе, в кантоне Граубюнден, чтобы иметь возможность заняться литературой. В 1871 г. Шпиттелер становится домашним учителем в семье русского генерала и восемь лет живет в Петербурге, изредка выезжая в Финляндию. За то время он заканчивает свою первую значительную эпическую поэму «Прометей и Эпиметей» ("Prometheus und Epimetheus", 1881), которую он задумал еще будучи студентом в Гейдельберге Написанная ритмизованной прозой, поэма представляет собой современную аллегорию с метафорическими параллелями к конфликтам и противоречиям современной эпохи.



Вернувшись в 1879 г. в Швейцарию, Шпиттелер издает эту поэму на собственные средства под псевдонимом Карл Феликс Тандем Однако выход «Прометея» остается незамеченным, и Шпиттелер приходит к выводу, что не сможет обеспечивать себя литературным трудом В 1881 г. он становится учителем в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женится на своей ученице, Мари дер Хофф. В это же время Шпиттелер работает журналистом в газетах Базеля (1885...1886) и Цюриха (1890 1892) и продолжает писать, из-под его пера выходят: «О сверхъестественном» ("Extramundana", 1883) поэма, написанная белым стихом, «Бабочки» ("Schmetterhnge", 1889) сборник лирических стихотворений, прозаические произведения «Маленький Фред из клана Колдери» ("Fnedli der Kolderi", 1891) и «Густав» ("Gustav", 1892), а также сборник сатирических стихотворений «Литературные притчи» ("Litteransche Gleichnisse", 1892)



В 1892 г. жена Шпиттелера получает от родителей наследство, и он целиком посвящает себя литературе В Люцерне, куда писатель переезжает с семьей, были написаны: «Баллады» ("Balladen", 1896), «Ущелье Сен-Готард» ("Der Gotthard", 1897), повесть «Лейтенант Конрад» ("Conrad der Leutnant", 1898) и сборник критических эссе «Забавные истины» ("Lachende Wahrheiten", 1898).



Идеалист и классицист, Шпиттелер не мог в то время рассчитывать на широкую популярность. Тем не менее он был замечен и оценен такими писателями и критиками, как Йозеф Виктор Видманн, литературный редактор «Бернер бунд» ("Berner Bund"), а также немецким философом Фридрихом Ницше, который в 1887 г. рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»). По иронии судьбы, когда спустя десять лет Шпиттелер вновь, уже под своим именем, опубликовал «Прометея и Эпиметея», его обвинили в том, что он позаимствовал тему своей поэмы у Ницше, из «Так говорил Заратустра». Поскольку поэма вышла в свет раньше книги Ницше, Шпиттелер вынужден был защищаться от обвинений в плагиате, что и нашло отражение в брошюре «Мои отношения с Ницше» ("Meine Beziehungen zu Nietzsche", 1908).



Широкая известность пришла к Шпиттелеру после выхода в свет эпической поэмы «Олимпийская весна» ("Olympischer Fruhlmg"), ставшей вершиной творчества поэта, которая печаталась частями с 1900 по 1905 г, а полностью вышла в 1910 г. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром, эта поэма состояла из пяти книг и растянулась на 600 страниц. «Олимпийская весна» была признана шедевром немецкоязычной литературы после того, как в 1904 г. знаменитый дирижер Феликс Вейнгартнер опубликовал о ней хвалебную статью.



Шпиттелер продолжает жить в уединении, избегает высказываний по политическим и религиозным вопросам. Тем не менее в 1914 г. он выступает в поддержку нейтралитета Швейцарии, решительно отвергая идею о том, что немецкоязычную Швейцарию следует рассматривать как «расового союзника» Германии. В результате писатель лишился поддержки тех, кто способствовал росту его популярности, зато удостоился награды французов, вручивших ему в 1916 г. медаль Общества франкоязычных писателей.



В 1920 г. в возрасте 75 лет Шпиттелер получает Нобелевскую премию по литературе 1919 г. «за несравненный эпос "Олимпийская весна"». Член Шведской академии Харальд Йерне назвал мифологию Шпиттелера «уникальной формой выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной необходимостью предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования». Премия была вручена послу Швейцарии в Швеции, поскольку сам Шпиттелер был болен и на церемонии награждения присутствовать не мог. Он умер четыре года спустя, в декабре 1924 г., в Люцерне.



Свидетельством высокой творческой репутации писателя стал некролог, написанный Роменом Ролланом, в котором Шпиттелер назван «нашим Гомером, величайшим немецкоязычным поэтом со времен Гете, единственным мастером эпического жанра после смерти Мильтона, фигурой, стоящей в современном искусстве особняком» В последнее время, однако, произведения Шпиттелера вновь начинают забываться.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"