Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Теребенев Александр Иванович

Теребенев Александр Иванович



Александр Иванович Теребенев (21.01.1815-31.07.1859). В 1815 году в семье известного скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева родился сын, названный Александром. Ему суждено было впоследствии стать создателем одного из интереснейших скульптурных ансамблей России середины XIX столетия.

Иван Иванович Теребенев умер в том же 1815 году, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми фактически без средств к существованию. Вслед за двумя старшими братьями Александр Теребенев в возрасте девяти лет был определен в училище при Академии художеств. Окончив его в 1832 году, он пробыл в Академии до 1836 года в числе «штатных академистов». Руководил им в годы обучения В. И. Демут-Малиновский.



Уже ученические работы скульптора, получившие награду за «экспрессию», «за выражение чувств», носили на себе, как, считали современники, «отпечаток замечательного самобытного таланта, не стесняющегося научной рутиной».



Среди первых самостоятельных произведений Теребенева небольшой бюст и статуэтка А. С. Пушкина, выполненные вскоре после гибели поэта. Хорошо зная Пушкина по его посещениям книжной лавки на Невском проспекте, владельцем которой был отчим Александра Теребенева И. В. Оленин—издатель альманахов «Полярная звезда» и «Северные цветы», друг поэта,—молодой скульптор сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством образ погибшего. «Поразительное сходство» отличало, по мнению критики тех лет, и другие портретные работы мастера—бюсты Н. М. Карамзина, Н. В. Кукольника, графа Д. В. Хвостова.



Много работал Александр Теребенев как скульптор-декоратор. В его барельефах, группах, украшающих ряд архитектурных сооружений Петербурга,—таких как здание Опекунского совета, Воспитательного дома, Александровского и Николаевского сиротских институтов — можно найти и элементы классицизма, и следы живого наблюдения действительности.



Теребенев участвовал в восстановлении после пожара 1837 года Зимнего дворца. Ему принадлежат две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы— «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым галереи 1812 года и для Фельдмаршальского зала Дворца Теребенев выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев, лавровых венков. Строгим и тонким вкусом отмечены эти работы скульптора.



В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.



Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи—создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).



Уже 18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита»,— пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.».



Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы—подняться, сомкнутые ноги—зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы—их ноша им по плечу.



Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло скульптору создать поистине совершенные героические образы. Теребенев проявил себя в этой работе великолепным мастером, умеющим использовать контрасты фактур: отполированных до зеркального блеска тел атлантов и как бы взрыхленной ударами резца поверхности медвежьих шкур на их бедрах.



Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа огромные серые гранитные фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.



В последующие годы Теребенев много трудился, однако столь значительных произведений, как атланты, не создал. Им начата была монументальная фигура Прометея, завершить работу он не успел.



Трагически закончилась жизнь этого большого мастера. Уволенный от должности, не имея пенсии, больной, лишенный крова, он умер в нищете 31 июля 1859 года. Похоронил скульптора за свой счет один из обученных им каменотесов. Т. ВОЛОДИНА



Литература:

А. Н. Самойлов. Александр Иванович Теребенев.— В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1954



Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"