Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Нобиле Умберто

Нобиле Умберто



Умберто Нобиле (Nobile) (21.01.1885-30.07.1978) - итальянский дирижаблестроитель, путешественник, генерал. Родился в Лауро (Авеллино) в семье юриста. Позднее семья не раз меняла место жительства. Обучался в частной и государственной школах, лицее в Неаполе.



По окончании инженерно-математического факультета университета в Неаполе получил заманчивое предложение германской фирмы АЭГ, но отказался от него из-за болезни матери и пошел работать в дорожно-мостовое управление. Год спустя перешел в генеральную инспекцию железных дорог. В 1910 году в Неаполе впервые увидел полеты французского летчика Кине на биплане "Фарман". Увлекся воздухоплаванием. Подал документы в училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. По его окончании снова возвратился в Неаполь к больной матери.



В 1914 году с начала Первой мировой войны был направлен на военный завод, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота. Участвовал в испытании нескольких видов дирижаблей.



В 1916 году предложил разработанный в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля "О" (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен, и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. В 1917 году Нобиле был назначен на пост заместителя директора завода и навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением. В 1919 году уже в качестве директора завода приступил к строительству нового дирижабля "T-34", рассчитанного на трансатлантические перелеты.



Весной 1924 года в Италию приехал известный норвежский полярный исследователь Руал Амундсен, чтобы заказать два гидроплана "Дорнье-Валь" для полета к Северному полюсу. Приезд Амундсена и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет. И когда год спустя после безуспешной попытки достичь полюса на гидропланах Амундсен пригласил его в Осло "для важной и конфиденциальной беседы", это не было для Нобиле неожиданностью. Встреча состоялась. Амундсена действительно интересовал вопрос, способен ли итальянский дирижабль совершить перелет, но не к полюсу, как полагал Нобиле, а через весь Северный Ледовитый океан от Свальбарда до северных берегов Аляски, покрыв более 3500 километров. Поразмыслив, Нобиле ответил утвердительно и согласился участвовать в экспедиции.



В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль "N-I", или "Норге", как называл его Амундсен, вылетел из Рима и через Пулеме (Англия), Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 километров. Здесь пришлось задержаться из-за сильных снегопадов на базе Ню-Олесун. Лишь 5 мая "Норге" покинул Гатчину и 7 мая приземлился в Кингсбее.



Утром 11 мая "Норге" начал перелет через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек: шести итальянцев, шести норвежцев, одного шведа и трех участников экспедиции, не имевших отношения к управлению воздушным кораблем: Амундсена, Элсуорта и журналиста Рамма. Командиром корабля был Нобиле.



Двенадцатого мая "Норге" достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский. "Норге" проследовал дальше, двигаясь вдоль 150° западной долготы, и 13 мая пересек Северное побережье Аляски. По плану дирижабль должен был приземлиться в Уэйнрайте, но, подсчитав, остатки горючего, Нобиле решил лететь до Нома. Берингов пролив встретил их ураганным ветром и густым туманом. Пришлось изменить маршрут и приземлиться у эскимосского селения Теллер в ста километрах от Нома.



Перелет из Кингсбея в Теллер протяженностью 5300 километров над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания. "Авиационный фактор решил успех этой экспедиции, и, следовательно, наибольшей славы заслужил Нобиле, который сконструировал, построил и вел этот воздушный корабль. Но неопровержимо и то, что экспедиция явилась плодом многолетних усилий Амундсена, предпринимавшихся под сенью норвежского флага и по его инициативе", - писал в этой связи директор Норвежского полярного института Адольф Хуль. В 1928 году Нобиле возглавил итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле "Италия". Стартовав в Кингсбее 23 мая, "Италия" при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей "Италии" было не суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу.



Первым, кто услышал сигнал бедствия, который передавал оказавшийся среди уцелевших участников экспедиции радист "Италии", был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. Двадцать третьего июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции спасли моряки ледокола "Красин".



В 1932-1936 годах Нобиле работал в СССР в качестве консультанта Дирижаблестроя. В 1939 году уехад в США, где преподавал аэронавтику. Возвратился в Италию после Второй мировой войны. В 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания. Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, написал несколько книг и множество статей.



Скончался в возрасте девяносто трех лет.



Литература.

"Географы и путешественники", Краткий биографический словарь, "Рипол классик", Москва, 2001.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"