Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович



(09.03.1839 - 16.03.1881)



Мусоргский родился 9 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.



Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.



Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.



В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".



В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.



Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.



В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.



В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.



В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло , потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).



В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".



В это время Мусоргский жил интересами "Могучей кучки", принимал участие во всех собраниях,в исполнении новых произведений.



Он блестяще играл на фортепиано (в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения.



В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 года он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его "Бориса Годунова" и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: "Когда меняешь обстановку и окружающую среду - освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:" - из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных". Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" - являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Гопак" (слова Шевченко), "Семинарист" (слова Мусоргского).



Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867 году он задумывает симфоническую поэму "Подибрат Чешский". Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию "Иванова ночь на лысой горе", которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня.



В июне 1868 было сочинено первое действие комической оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: "Женитьба" - это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:" ( В наше время "Женитьба" была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).



В 1869 году закончен "Борис Годунов". Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.



Тогда же в 1869 году был написан "Раек" - единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870 году Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл "Детская".



Зимой 1871 года композитор вынужден был переработать оперу "Борис Годунов", которая была "не пропущена" на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее "Польский акт"и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским - "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым - "Псковитянка". 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова".



Еще в 1872 году, когда не была полностью завершена работа над "Борисом Годуновым", Мусоргский задумал новую оперу - народную музыкальную драму "Хованщина". В то же время были сочинены песни - "Кот Матрос", "Поехал на палочке", вошедшие в последствие в сборник "Детская". Летом 1875 года Мусоргский усиленно работает над 2-м действием "Хованщины". В середине 1876 г. начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).



Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.



В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе".



1880 г. - новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место.



Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.



12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Скончался он 16 марта в военном госпитале. В некрологе Стасов писал: "Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько недо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!"



О творчестве. Годы, когда появился замысел "Бориса Годунова" и когда создавалась эта опера, - основополагающие для русской культуры. В это время творили такие писатели, как Достоевский и Толстой, и более молодые, как Чехов, художники-передвижники утверждали приоритет содержания над формой в своём реалистическом искусстве, воплощавшем нищету народа, пьянство священников, жестокость полиции. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в "Апофеозе войны" посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов; великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была "Могучая кучка", которая поставила своей целью повысить значение национальной школы, используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. В сознании Мусоргского национальная школа представала как нечто древнее, поистине архаическое, неподвижное, включающее извечные народные ценности, почти святыни, которые можно было найти в православной религии, в народном хоровом пении, наконец, в том языке, что ещё хранит могучую звучность далёких истоков. Вот некоторые из его мыслей, высказанные между 1872 и 1880 годами в письмах Стасову: "Ковырять чернозём не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется... Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь..."; "Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество - детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника". Призвание композитора постоянно побуждало его повышенно чувствительную, мятежную душу стремиться к новому, к открытиям, что приводило к непрерывному чередованию творческих подъёмов и депрессий, с которыми были связаны перерывы в деятельности или её растекание по слишком многим направлениям. "До такой степени я становлюсь строгим к себе, - пишет Мусоргский Стасову, - умозрительно, и чем строже становлюсь, тем делаюсь беспутнее. <...> На мелкие вещи настроения нет; впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий. А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий... так-то всё у меня в перекувырку идёт - сущая беспутность".



Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику совершенно исчезает и остаются только образы универсального значения. Никто так, как он, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос вплоть до отказа от всякого открытого подражания Западу. Но в глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами.



Полн. собр. соч. (незаконч., т. 1, 3, 4, 5, 7, 8), М.—Л.—Вена, 1928—39.



Письма и лит. соч.: Письма и документы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, М.—Л., 1932; Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову, коммент. П. В. Аравина, ред. и вступ. ст. Ю. Келдыша, М.—Л., 1939; Избр. письма, вступ. ст., ред. и прим. М. С. Пекелиса, М., 1953; Литературное наследие. Сост. А. А. Орлова и М. С. Пекелис, кн. 1—2, M., 1971—72.



Лит.: Стасов В. В., М. П. Мусоргский. Биографический очерк, “Вестник Европы”, 1881, .№5—6; его же, Пе-ров и Мусоргский, “Русская старина”, 1883, .№ 5; его же, Памяти Мусоргского, СПБ, 1885; его же, Статьи о М. П. Мусоргском, М.—П., 1922; см. также: Стасов В. В., Избр. соч., т. 1—3, М., 1952; [ К ю и Ц. А.], Концерт Бесплатной школы. Концерт театральной дирекции с живыми картинами ... (Хор “Поражение Сеннахериба” Мусоргского), “Спб. ведомости”, 1867, 14 марта; его же, ... Вновь изданные сочинения Балакирева, Корсакова, Бородина, Мусоргского, там же, 1870, 12 нояб.; его же, Музыкальная библиография (...“Раек” Мусоргского), там же, 1871, 19 нояб.; его же, Музыкальная библиография (... “Детская” Мусоргского), там же, 1872, 6 сент.; его же, Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского “Борис Годунов” ..., там же, 1873, 9 февр.; его же, М. П. Мусоргский. Критический этюд, “Голос”, 1881, 8 апр.; см. также: Кюи Ц. А., Избр. статьи, М., 1952; Кругликов Сем., Мусоргский и его “Борис Годунов”, “Артист”, 1890, кн. 5; Трифонов П. А., М. П. Мусоргский. Очерк композиторской деятельности, “Вестник Европы”, 1893, № 12; Кашкин Н., Две музыкальные памятки: Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский, “Русская мысль”, 1906, № 5; Компанейский Н., К новым берегам. М. П. Мусоргский, “РМГ”, 1906, .№ 11—12, 14—18; Кочетов Н., Мусоргский, как композитор-реалист, “Музыкальный труженик”, 1909, № 8; Каратыгин В., Памяти М. П. Мусоргского, “Театр и искусство”, 1911, .№ 11; его же, I. Мусоргский. II. Шаляпин, П., 1922; Финдейзен Ник. Мусоргский, его детство, юность и первый период музыкального творчества, “ЕИТ”, 1911, вып. 1—2; Беpтенсон В. Б., За тридцать лет, “Исторический вестник”, 1912, No 8; “Музыкальный современник”, 1917, кн. 5—6 (посв. М.); Луначарский А. В., “Борис Годунов” Мусоргского, М., 1920; Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], М. П. Мусоргский 1839—1881. Опыт переоценки значения его творчества, в его кн.: Симфонические этюды, П., 1922; его же, Мусоргский., Опыт характеристики, П., 1923; его же, К восстановлению “Бориса Годунова” Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954; Бpаудо E., Pимский-Корсаков А., “Борис Годунов” Мусоргского, М., 1927; Мусоргский и его “Хованщина”. Сб. статей, М., 1928; Мусоргский. Сб. статей, ч. 1.—“Борис Годунов”. Статьи и исследования, М., 1930; М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева, М., 1932; Келдыш Ю., Романсовая лирика Мусоргского, М., 1933; его же, Великий искатель правды, “СМ”, 1959, .№ 3; Слетовы П. и В., М. П. Мусоргский, М., 1934; Голенищев-Кутузов А. А., "Воспоминания о М. П. Мусоргском, в кн.: Музыкальное наследство, вып. 1. М.” 1935; Туманина H., M. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.—Л., 1939; Фрид Э., М. П. Мусоргский. К 100-летию со дня рождения, .Д., 1939; “CM”, 1939, № 4 (весь .No посв. М.); Орлов Г., Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, М.—Л., 1940; Соловцов А., М. П. Мусоргский, М., 1945; Гейлиг М., Особенности крупной формы в операх Мусоргского, в сб.: Саратовская государственная консерватория. Научно-методические запуски, вып. 3, Саратов, 1959; Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963; Хубов Г., Мусоргский, М., 1969; Шлифштейн С., Мусоргский. Художник. Время. Судьба, М., 1975; D' Alhеim Р., Moussorgski, [Р.], 1896; Bellaiguе С., Un grand musicien realiste Moussorgski, в кн.: Etudes musicales, ser. 2, P., 1901; Debussy С., “La chambre d'enfants” de M. Moussorgski, “La revue blanche”, 1901, 15 avr., 1 juin; то же, в его кн.: Monsieur Croche, anti dilettante, P., 1921 (рус. пер. — “Детская” Мусоргского, в кн.: Дебюсси К., Статьи, рецензии, беседы, М.— Л., 1964); Olenine d' A1heim M., Le legs de Moussorgski, P., 1908 (в рус. пер.—Заветы Мусоргского, М., 1910); Са1voсоrеssi M. D., Moussorgski, P., 1908, 1921; его жe, Le vrai Boris Godounov, [P.], 1928; его жe, Le style de Moussorgski, “RM”, 1932, [v.] 13; eго же, Modest Mussorgsky. His life and works. L., 1956; Newmarch R., Mussorgskys operas, “Musical Times”, 1913, .No 7; Montaguathan M., Mussorgsky, L., 1916; Swan A., Mussorgsky and modern music, “MQ”, 1925, № 2; Riesemann 0., Mussorgskij, в кн.:Monographien zur russischen Musik, Bd 2, Munch., 1926; Godet R., En marge de Boris Godounov, P., 1926; Wо1furt K., Mussorgskij, Stuttg., 1927; Fedorov V., Moussorgski, P., 1935; Abraham G., Calvocoressi M. D., Masters of Russian Music, L., 1936; Gavazzeni G., Mussorgsky e la musica russa dell' 800, Firenze, 1943; Hoffmann R., Moussorgski, P., 1952; его же, La vie de Moussorgski, P., 1964.



Источник: http://www.mussorgsky.ru



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"