Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Мравинский Евгений Александрович

Мравинский Евгений Александрович



(04.06.1903 - 19.01.1988)



Евгений Александрович родился 4 июня (22 мая ст.ст.) 1903 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье Александра Константиновича и Елизаветы Николаевны Мравинских.

Александр Константинович (1859-1918), юрист по образованию, был действительным статским советником (4-й гражданский чин в табели о рангах, соответствующий званию генерала-майора в армии); по другим сведениям он имел чин действительного тайного советника (что соответствовало званию генерала). Елизавета Николаевна (1871-1958) происходила из дворянского рода Филковых.



Из предков и родственников наиболее известны:





дед - Константин Иосифович Мровинский (так писали фамилию в начале XIX века) (1829-1917) (военный инженер, закончил службу в звании генерала-майора);

сестра отца - Евгения Константиновна Мравинская (1864-1914) (сценический псевдоним Мравина), знаменитая солистка Мариинского театра в 1886-1900 годах;



сводная сестра отца - Александра Михайловна Коллонтай;



Игорь Васильевич Лотарев (Северянин).







Родители уделяли много внимания воспитанию и образованию своего единственного сына. Он рано начал изучать языки – сначала французский, затем немецкий.



1909

Первые уроки игры на фортепиано Валентиной Августовной Стрэм. Первое посещение Мариинского театра («Спящая красавица» П.И. Чайковского). Это был тот незабываемый день, когда Мравинский первый раз в жизни увидел и услышал симфонический оркестр.



1910

Посещение оперы Р. Вагнера «Зигфрид». В главной партии – Иван Ершов. Дирижер – А. Коутс. На всю жизнь Евгений Александрович сохранил привязанность к «первым» своим композиторам – Чайковскому и Вагнеру.



1914

В 11-летнем возрасте Мравинский был зачислен сразу во второй класс гимназии. Из всех предметов его больше всего привлекает естествознание. Он составляет богатые коллекции насекомых, штудирует научные труды по энтомологии, орнитологии, ботанике.



Продолжаются домашние уроки на фортепиано с пианисткой О. Ачкасовой-Брандт.



1918

Вынужденный после смерти отца искать работу, Евгений поступает в группу миманса Мариинского театра (в то время уже Театра оперы и балета). Одним из товарищей его становится Николай Константинович Черкасов, в то время артист миманса, впоследствии – выдающийся актер.



На молодого мимиста обратил внимание Иван Ершов. Впоследствии великий артист с истинной симпатией и вниманием следил за стремительным ростом Мравинского, и между ними сложились дружеские отношения (не исключено, что Мравинский принимал участие в постановке Ершовым и Масловской оперы «Кащей бессмертный» в 1919 году).



Но особенное влияние на молодого Мравинского оказал тогдашний руководитель театра Эмиль Альбертович Купер.



«Когда я сейчас задумываюсь о пройденном пути и пытаюсь вспомнить, кто и когда впервые породил во мне неистребимую страсть к дирижированию, то<…>вспоминаю человека, чем-то похожего одновременно на Вагнера и Наполеона, наделенного ярким талантом, неиссякаемой энергией, громадной волей. Это был Эмиль Купер, совмещавший в себе дирижера труппы, художественного руководителя и главного дирижера театра, несшего на себе почти все спектакли репертуара. Именно он и внедрил в меня тот «гран отравы», который на всю жизнь связал меня с дирижерским искусством. Именно тогда я увлекся романтикой театрального музицирования, ощутил и понял симфонизм оперной и балетной музыки.»



1920

Поступление на естественнонаучный факультет Петроградского Университета. Однако из-за невозможности совмещать учебу с работой в театре, где он должен был не только участвовать в вечерних спектаклях, но и посещать утренние репетиции, Евгений Александрович прекращает занятия в Университете. Другой причиной ухода из Университета была внутренняя, чисто интуитивная тревога: а если естественные науки – не подлинное его призвание? Видимо, тогда и возникло твердое решение посвятить себя музыке.



1921

Не оставляя работы в театре, Мравинский поступает штатным пианистом-аккомпаниатором в Ленинградское хореографическое училище, в класс педагога Е. Вечесловой-Снетковой. Работа заключалась в фортепианном сопровождении тех многочисленных экзерсисов, которые ежедневно выполнялись учащимися. Играть приходилось, импровизируя на ходу и беспрекословно следуя указаниям педагога. Такая работа (подчас становившаяся для талантливого юноши невыносимо скучной) имела и положительную сторону: на уроках Мравинский досконально изучил сложную технологию классического танца, что, безусловно, помогло ему при дальнейшей работе в балетном театре.



1923

Первая попытка поступить в консерваторию. Мравинский держал экзамен, намереваясь заниматься в классе контрабаса («к этому меня побудило отсутствие необходимых теоретических знаний, предъявляемых к поступающим на композиторское отделение, куда мне давно хотелось попасть» - вспоминал впоследствии дирижер). Однако, несмотря на благополучный исход экзаменов, в консерваторию он не был принят из-за дворянского происхождения (хотя впоследствии эту причину предпочитали официально не вспоминать).



Но Евгений Александрович не опустил рук. Он в том же году начинает посещать учебные классы Петроградской академической капеллы, где под руководством педагога И. Вишневского постигает основы музыкально-теоретических дисциплин.



1924

После вступительных экзаменов в класс композиции, осенью 1924 года Евгений Александрович становится студентом Петроградской консерватории.



Среди педагогов: М.М. Чернов, Х.С. Кушнарев, П.Б. Рязанов, В.В. Щербачев (класс композиции).



«Удивительно содержательной, насыщенной была в то время творческая атмосфера консерватории. Как сейчас вижу проходящего грузной походкой Глазунова, музыкальный и человеческий авторитет которого был непререкаем; миниатюрную фигуру л. Николаева, вселявшего священный трепет не только студентам; необычайно колоритного И. Ершова, всегда словно одержимого искусством; М. Штейнберга, М. Чернова, В. Щербачева и многих других. Талант, знания, ищущая мысль этих художников так привлекали нас, что на занятия к ним мы шли не по звонку, не по принуждению, а по чувству внутренней необходимости, по личному побуждению. Да и занятия выходили далеко за рамки учебного плана<…> Мы жили полнокровной творческой жизнью в классах, на концертах в Малом зале, на спектаклях в Оперной студии и даже в коридорах. Эти длинные коридоры были неотделимы от всей духовной жизни консерватории; здесь мы как бы конденсировали непосредственную, обычно «сдерживаемую» распорядком занятий нашу молодую жизненную энергию. И хотя окна коридоров выходят в темный двор, они нам всегда казались озаренными лучами солнца.»



1925

Евгений Александрович оставляет работу мимиста в театре оперы и балета, продолжая аккомпанировать в Ленинградском хореографическом училище.

1927

Начало дирижерской биографии Мравинского. Будучи предельно требовательным к себе, строго оценив свои композиторские работы, Евгений Александрович, не оставляя занятия композицией, поступает на дирижерский факультет в класс профессора Н. А. Малько (1883-1961). Эти занятия, однако, не принесли радости ни ученику, ни педагогу. Малько, к тому времени достаточно опытный музыкант, не сумел разглядеть в Мравинском яркого дирижерского дарования.



1929

Картина резко изменилась, когда Мравинский, после отъезда Малько за границу (летом 1929 года), перешел в класс к А. В. Гауку (1893-1963). Здесь контакт между учителем и учеником установился сразу. Мравинский быстро приобретает технические навыки и умение работать с партитурой.

Несмотря на явный интерес к композиторским занятиям, Мравинский сочинял гораздо меньше, чем его однокурсники. Некоторые камерные пьесы, написанные им в этот период, исполнялись на учебных концертах в Малом зале консерватории. 4 марта 1929 года в студенческом концерте была исполнена его Сюита для скрипки, флейты и фагота.



В поисках дирижерской практики Мравинский обращается к руководителю самодеятельного симфонического оркестра совторгслужащих Я. М. Геншафту с просьбой разрешить ему поработать с коллективом. В начале Геншафт разрешил студенту-дирижеру лишь присутствовать на репетициях; но когда Геншафт внезапно заболел, репетицию было поручено провести Мравинскому. За первой встречей последовало еще несколько репетиций, а затем Мравинскому предоставили два открытых концерта, в программу первого из которых вошли Andante из 5-й симфонии и Панорама из балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, Вальс-фантазия Глинки , «Тореадор и андалузка» Рубинштейна. Отзывы, появившиеся в прессе были весьма одобрительными. Один из них принадлежит И.И. Соллертинскому (журнал «Жизнь искусства», 1929, № 34).



После восьми лет работы аккомпаниатором, где он великолепно зарекомендовал себя, в 1929 году Евгению Александровичу доверили пост заведующего музыкальной частью Ленинградского хореографического училища. В этой должности он проработал до 1931 года.



1930

23 мая 1930 года в концерте композиторского факультета Мравинский дирижирует собственным сочинением – Фрагментами для голоса, трех виолончелей, трех тромбонов, фагота и литавр.

1931

Фактически уже оставив занятия композицией, выполняя государственный заказ, Евгений Александрович осуществляет работу по перестройке курантов Петропавловской крепости – замене мелодии «Коль славен» начальной фразой «Интернационала», используя старый набор колоколов.



Весной 1931 года Мравинский окончил консерваторию по классу дирижирования. Летом он назначается дирижером-ассистентом в Ленинградский театр оперы и балета. Однако, на протяжении этого года, основным занятием Евгения Александровича становится участие в балетных репетициях в качестве пианиста.



В это же время состоялась первая встреча Евгения Александровича с симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Концерт проходил в Саду отдыха. В программу, кроме прочего, входили увертюры «Эгмонт» и «Леонора» (№ 3) Бетховена, вступление к опере «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.



1932

20 сентября 1932 года состоялась премьера балета «Спящая красавица» - первой самостоятельной работы Евгения Александровича в Театре оперы и балета (постановка М. Петипа, тщательно отреставрированная Ф. Лопуховым). Молодому дирижеру запланировали лишь две корректурные и одну общую (сценическую) репетицию. Последнюю он провел так ярко, увлеченно и организованно, проявил такое творчески самостоятельное отношение к музыке, что безоговорочно расположил к себе и оркестр, и постановочную группу.



С тех пор на «Спящую красавицу» стали ходить не только для того, чтобы посмотреть Уланову и Сергеева, но и для того, чтобы послушать Мравинского.



В ближайшие полгода он продирижировал «Корсаром» (октябрь 1932 года) и «Жизелью» (февраль 1933) Адана.



В 1932-1937 годах Мравинский проводит около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии.



По словам В.С. Фомина, Мравинский расположил к себе оркестр не сразу. И репертуар, с которым дирижер «выходил» на коллектив, тоже расширялся и углублялся постепенно. Первое время программы филармонических концертов Мравинского отличаются пестротой и преобладанием небольших по объему сочинений (фрагменты из опер Вагнера, сочинения Бизе, Франка, Вальс-фантазия Глинки, Маленькая сюита Стравинского, миниатюры Листа, Глазунова, вальсы И. Штрауса). Вероятно, в выборе сочинений важнейшую роль играла их тематика (программы строились как концерты-лекции). Но вместе с тем они демонстрировали и широту кругозора, и особенности художественного вкуса дирижера, который, безусловно, вносил свои пожелания и коррективы в их составление. Лекторами чаще всего выступали И. Соллертинский и М. Друскин.



1933

Мравинский был введен в постановочную группу, работавшую над «Лебединым озером» Чайковского. Премьера состоялась 13 апреля 1933 года (постановка А. Вагановой).

1934

Едва ли не самой яркой работой дирижера в театре стала новая постановка «Щелкунчика». Премьера состоялась 18 февраля 1934 года (балетмейстер В. Вайнонен).



[29 апреля оркестр Ленинградской филармонии первым в СССР был удостоен почетного звания заслуженного коллектива РСФСР.]



28 сентября 1934 года – премьера балета «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (постановка Р. Захарова). В процессе этой работы композитор, постоянно наблюдавший за деятельностью молодого дирижера, предсказал его дальнейшую судьбу: «Поверьте, он уйдет из театра, его удел – симфоническая музыка».



1935

В июне 1935 года Мравинский становится участником фестиваля искусств, который был организован концертными учреждениями Ленинграда совместно с «Интуристом».

1937

Мравинский ставит свой первый оперный спектакль – «Мазепа» П.И. Чайковского. Премьера 19 февраля 1937 года.



20 окрября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии – честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра.



21 ноября 1937 года – премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича.



«До сих пор не могу понять, как это я осмелился принять такое предложение без особых колебаний и раздумий. Если бы мне сделали его сейчас, то я бы долго размышлял, сомневался и, может быть, в конце концов не решился. Ведь на карту была поставлена не только моя репутация, но и – что гораздо важенее – судьба нового, никому еще не известного произведения композитора… Но меня извиняло то, что я был молод и не сознавал ни предстоящих трудностей, но всей ответственности, которая выпала на мою долю.»



Год спустя композитор так вспоминал об этом: «Наиболее близко я узнал Мравинского во время нашей совместной работы над моей Пятой симфонией. Должен сознаться, что сначала меня испугал метод Мравинского. Мне показалось, что он слишком копается в мелочах, слишком много внимания уделяет частностям, и мне казалось, что это повредит общему плану, общему замыслу. О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день нашей совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой.»



Исполнением этой симфонии начался новый этап в творческой судьбе Мравинского.



1938

В марте 1938 года – участие в декаде русской классической музыки, проходившей в Москве. В программе сочинения П.И. Чайковского (Вторая симфония, арии из опер, Вариации на тему рококо и «Франческа да Римини»).

Весной этого года была сделана первая студийная запись Мравинского - 5-я симфония Шостаковича.



Сентябрь 1938 года – победа на 1-м Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В состав жюри входили С. Самосуд (председатель), Л. Штейнберг, Н. Мясковский, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, А. Гаук, Д. Кабалевский, и др.



«Чувствовалось, что на эстраде появился настоящий дирижер, музыкант, наделенный большим талантом, вооруженный безукоризненной техникой, обладающий глубокой и разносторонней культурой. И тогда же всем стало ясно, что Мравинский – бесспорный кандидат не только на второй, но и на третий тур».



После третьего тура премии были распределены следующим образом:



1-я премия – Е.А. Мравинский;

2-я премия – А.Ш. Мелик-Пашаев и Н.Г. Рахлин;

3-я премия – К.К. Иванов;

4-я премия – не присуждалась;

5-я премия – М.И. Паверман.

После победы на конкурсе последовал приказ Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР о назначении Мравинского руководителем оркестра Ленинградской филармонии.



18 октября 1938 года Мравинский открывал концертный сезон Филармонии уже в качестве главного дирижера оркестра. Некоторые произведения, вошедшие в концерт, он исполнял на конкурсе. В этот день прозвучали: увертюра к опере «Директор театра» Моцарта, «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского, концерт Хачатуряна для фортепиано с оркестром (солист Л.Оборин) и Пятая симфония Шостаковича.



В ноябре – участие в декаде советской музыки в Москве.



В декабре – исполнение Четвертой симфонии Брукнера.



Начало совместной работы дирижера и оркестра оказалось трудным. «Старожилы» встретили нового руководителя сдержанно и настороженно. Многих ветеранов отпугнули и возраст Мравинского (он был едва ли не самым молодым членом коллектива), и отсутствие опыта руководства оркестром. Когда Мравинский с первых шагов стал вводить строгую дисциплину, в среде оркестрантов начались скрытые противодействия. Опытные музыканты, игравшие со многими знаменитыми дирижерами, не стеснялись на репетициях поправлять Мравинского, ссылаясь при этом на авторитетные имена. Но были в оркестре и музыканты, верившие в нового главного дирижера, готовые поддержать его.



1939

Первое появление в программах Мравинского фрагментов опер Вагнера.

Исполнение сочинений Бетховена: Второй, Четвертой, Пятой и Девятой симфоний, Фантазии для фортепиано, хора и оркестра (с Марией Юдиной).



Исполнение Седьмой симфонии Брукнера.



21 ноября 1939 года – исполнение Шестой симфонии Шостаковича.



1940

В мае месяце – гастроли во время декады Ленинградского искусства в Москве. В Москве оркестр выступал впервые. Из пяти концертов три провел Мравинский, один – Н. Рабинович и один – К. Элиасберг.



«Давно уже столица Советского Союза не слыхала столь совершенной со всех точек зрения оркестровой игры», - писал Лео Гинзбург.



Гастроли в Москве явились итогом упорной работы ленинградцев и со всей очевидностью показали, что оркестр, сохранив превосходный творческий заряд прежних лет, достиг нового качества и вступил в полосу нового, пожалуй, невиданного еще за всю его историю расцвета.



Исполнение Девятой симфонии Брукнера.



1938-1940 годы – фестиваль, проведенный оркестром в колхозах Ленинградской области, летние выезды в Кисловодск.



1941

13 марта 1941 года – первое исполнение Сороковой симфонии Моцарта. По отзывам прессы он «играл интересно», однако в других сочинениях Моцарта (инструментальных концертах и оперных увертюрах) критики нередко в то время говорили об «утяжелении» звучности, об «излишней строгости» и «холодности» исполнения. К «своему» Моцарту Мравинский пришел после долгой, кропотливой работы уже в 50-х годах.



Весной 1941 года Евгений Александрович посещает репетиции и концерты Лео Блеха, гастролировавшего в Ленинграде.



Выступая в мае 1941 года на очередной конференции слушателей, художественный руководитель филармонии И. Соллертинский говорил: «Мравинский провел титаническую работу. Ему, в его амплуа главного дирижера, пришлось взять на себя весь монументальный и весь остальной мировой симфонический репертуар. Он должен был проводить и Бетховена, и Чайковского, и Берлиоза. Он должен был овладеть и Малером, и Брукнером. Ему принадлежит честь дирижирования Пятой и Шестой симфониями Шостаковича. Скажу без преувеличения: всякий другой дирижер меньшего масштаба сломился бы под этой непосильной ношей, и у нас, музыкантов, друзей Мравинского, не раз возникало сомнение: не поплатится ли он менингитом, взяв на себя репертуар, который доныне был разделен между первоклассными западноевропейскими дирижерами. Но к чести Мравинского (я говорю это как музыкант, а не как художественный руководитель филармонии), он из этого испытания – действительно испытания огнем – вышел блестяще».



22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.



Уже в июне многие артисты оркестра вошли в состав концертных бригад для обслуживания кораблей Балтийского флота, сборных пунктов воинских частей.



В июле выступления музыкантов коллектива проходили в основном на Ленинградском фронте, призывных участках, в госпиталях. Большинство оркестрантов участвовали в строительстве оборонных объектов и бомбоубежищ. Некоторые ушли в народное ополчение.



В августе, согласно решению правительства, оркестр был эвакуирован в глубокий тыл. Коллектив оставлял родной город, когда вокруг Ленинграда уже смыкалось кольцо вражеской блокады.



4 сентября, после почти двухнедельного пути (поезд, в котором ехали музыканты, часто попадал в районы действия вражеской авиации), оркестр прибыл в Новосибирск. Вначале разместились в одном из залов ожидания новосибирского железнодорожного вокзала, но в следующий же день, не завершив еще выгрузки вещей, солисты оркестра начали выступления в воинских частях и госпиталях. Был период, когда необходимость деятельности оркестра в военное время ставилась под сомнение. Однако руководство филармонии и местные общественные организации вошли с ходатайством во Всесоюзный комитет по делам искусств, и вопрос был решен положительно.



Большие дискуссии вызывала и проблема репертуара. Поначалу многие считали, что в городе, где тогда еще не было своего симфонического оркестра, выступления ленинградцев не привлекут публику и в лучшем случае здесь можно играть лишь популярную и легкую для восприятия музыку. Но Мравинский категорически воспротивился этому. И уже в конце 1941 года симфонические концерты собирали такую большую аудиторию, что решено было организовать специальные симфонические циклы в Доме Красной Армии и Клубе завода им. Чкалова. Помимо того оркестр постоянно участвовал в радиопередачах.



1942

9 июля 1942 года в присутствии автора состоялась новосибирская премьера Седьмой симфонии Шостаковича.



В течение недели симфония была исполнена 4 раза (9, 11, 12 и 15 июля).



1943

Поздней осенью 1943 года Евгений Александрович выезжает в Москву для работы над новой – Восьмой симфонией Шостаковича. Первые исполнения состоялись 3, 4, 10 и 19 ноября 1943 года в Москве при участии Госоркестра СССР. Во время репетиций автор, покоренный работой Евгения Александровича, навечно связал свое детище с именем дирижера, посвятив ему Восьмую симфонию.



Одновременно он принимает участие в юбилейной сессии, посвященной 50-летию со дня смерти Чайковского; цикл концертов, посвященных этой дате, открылся выступлением Мравинского с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР.



В тот же период Мравинский много работал с Мясковским над партитурой его Двадцать четвертой симфонии.



1944

5 и 6 февраля 1944 года Восьмая симфония Шостаковича была исполнена в Новосибирске.



16 февраля 1944 года в Новосибирске состоялась премьера Двадцать четвертой симфонии Мясковского.



16 мая 1944 года в Новосибирске Евгений Александрович впервые исполняет Четвертую симфонию Чайковского.



В августа 1944 года закончился обширный цикл прощальных концертов, объявленных филармонией, - в начале сентября 1944 года оркестр возвратился в Ленинград.



Всего за время пребывания в Новосибирске коллектив провел 56 выездных концертов (в т.ч. Омск, Томск, Барнаул, города Кузбасса, Ташкент, Фергана).



Вскоре после отъезда ленинградцев в Новосибирске открылись оперный театр, филармония, музыкальное училище (а впоследствии и консерватория).



По возвращении в Ленинград часть музыкантов ушла на заслуженный отдых; вновь пришли в оркестр те его участники, которые оставались в Ленинграде на протяжении всего блокадного периода или находились в Ташкенте вместе с консерваторией; несколько оркестрантов, демобилизовавшись из рядов Красной Армии, вернулись на прежнюю работу; коллектив пополнился и воспитанниками музыкальных вузов страны.



Первые концерты в Ленинграде коллектив официально объявил отчетными, желая тем самым продемонстрировать итоги трехлетней напряженной работы в Сибири.



11 ноября 1944 года была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, а менее чем через месяц – Восьмая. Вслед за этим в Большом зале филармонии звучит Двадцать четвертая симфония Мясковского. Тогда же Мравинский выносит на суд ленинградских слушателей три сочинения, ставших впоследствии значительными его исполнительскими достижениями, - Третью симфонию Бетховена, Первую Брамса и Неоконченную Шуберта.



1945

В феврале 1945 года Мравинский впервые обращается к двум сочинениям Равеля: одно из них – фортепианный концерт (его играл А.Д. Каменский) – более не встречалось в программах дирижера; другое напротив, Мравинский охотно повторял впоследствии – знаменитое Болеро.



В том же сезоне Мравинский исполняет всю музыку Шумана к байроновскому «Манфреду»; к этой партитуре, как, впрочем, и к другим сочинениям Шумана, он затем не возвращался… В самые последние дни сезона, когда страна праздновала великую Победу, дирижер исполнил – впервые в Ленинграде – одно из самых значительных сочинений той поры – Пятую симфонию Прокофьева.



3 и 4 ноября Мравинский осуществил премьеру новой, Девятой симфонии Шостаковича. 20 и 22 ноября Девятая симфония впервые прозвучала в Москве в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Мравинского. Девятая стала единственной из симфоний Шостаковича, которую дирижер после премьеры никогда больше не играл.



1946

В начале этого года Евгений Александрович впервые играет музыку балета Стравинского «Петрушка».



В феврале-марте оркестр во главе с Мравинским (второй дирижер К. Зандерлинг) гастролировал в Финляндии. Во время гастролей Мравинский, Зандерлинг и Баринова получили возможность посетить Яна Сибелиуса в его загородном доме, из которого он почти не выезжал с конца 20-х годов. Встреча с ним произвела неизгладимое впечатление на наших музыкантов.



В июне на юбилейном фестивале, посвященном 50-летию Пражской филармонии, Мравинский проводит два концерта с ее знаменитым симфоническим оркестром. В обеих программах – Пятая симфония Шостаковича и Вторая сюита из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Кроме того, в этих концертах он аккомпанировал Д. Ойстраху и Л. Оборину.



В том же году заслуги Евгения Александровича дважды отмечаются правительством: весной ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в конце года присуждена Государственная премия СССР I-й степени за достижения последних лет в области концертно-исполнительской деятельности.



1947

В мае Евгений Александрович вновь один выезжает в Прагу. Свое участие он обусловил обязательным включением в программу фестиваля Восьмой симфонии Шостаковича, которая незадолго до того была крайне неудачно исполнена в Праге местным дирижером. В исполнении Мравинского сочинение получило высокую оценку пражских слушателей и прессы.



Обе эти поездки в Прагу стали единственными в практике Мравинского «единоличными» зарубежными выступлениями; как до того, так и впоследствии дирижер выезжал за рубеж лишь со своим оркестром.



11 и 12 ноября Прокофьев, премьеры симфонических сочинений которого проходили обычно в Москве, доверил ленинградскому оркестру и его руководителю первое исполнение своей новой, Шестой симфонии. 25 декабря симфония была исполнена в Москве. Долгое время после этого Мравинский оставался единственным исполнителем Шестой симфонии.



На протяжении 1947-1951 годов оркестр, помимо регулярных летних выездов на Рижское взморье, проводит успешные выступления в Эстонии и Литве.



1948

6 декабря оркестр под управлением Мравинского впервые после войны играл в цехе завода «Электросила».



1949

В мае Мравинский впервые исполняет привезенную им из Праги и незадолго перед этим обнаруженную симфонию ре мажор чешского композитора начала ХVIII века Франтишека Мичи.



1950

Мравинский проводит кропотливую и тщательную работу по озвучиванию художественного фильма «Глинка» (режиссер Г. Александров). В этом же году 28 декабря он впервые исполняет забытую до того времени Вторую симфонию С. Ляпунова



1952

18 января Евгений Александрович впервые после многих лет забвения возрождает на концертной эстраде Вторую симфонию В.Калинникова; 27 февраля – Первую симфонию М. Балакирева.

1953

22 октября состоялся концерт, посвященный памяти Сергея Прокофьева. В программу вошли фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Пятая симфония и Первый фортепианный концерт (солист С. Рихтер).



22 ноября состоялась премьера Первой симфонии ленинградского композитора В. Салманова. В дальнейшем дирижер и Заслуженный коллектив республики стали первыми исполнителями всех четырех симфоний этого автора.



17 и 18 декабря в Большом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера Десятой симфонии Шостаковича. 29 и 30 декабря симфония была исполнена в Москве ГСО СССР под управлением Мравинского.



1954

За заслуги в развитии советского музыкального искусства Мравинскому было присвоено почетное звание народного артиста СССР.



В этом же году оркестр впервые после войны выехал на гастроли в Москву. Под управлением Мравинского и Зандерлинга коллектив исполнил 6 программ (всего было дано 8 концертов); в концертах Мравинского прозвучали сочинения Моцарта, Дебюсси, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.



1955

Оркестр был приглашен в Чехословакию оргкомитетом фестиваля «Пражская весна». Это был второй в истории оркестра выезд за рубеж. Помимо столицы ленинградцы выступили в Братиславе, Брно и Остраве. Кроме Мравинского в гастролях, как всегда в те годы участвовал К. Зандерлинг.



29 октября – первое исполнение Первого скрипичного концерта Шостаковича Давидом Ойстрахом и Заслуженным коллективом под управлением Мравинского; это была одна из лучших работ оркестра и его руководителя в те годы.



В 1954-55 годах Мравинский часто обращается к вагнеровским программам, к 39-й симфонии Моцарта, Четвертой, Пятой, Шестой и Седьмой Бетховена, двум ноктюрнам Дебюсси, Болеро Равеля. Из симфоний Брукнера в эти годы возобновляется Седьмая. В декабре 1955 года дирижер возвращается к единственной в своем репертуаре малеровской партитуре – Пятой симфонии (с тех пор она более не шла у Мравинского), а также возобновляет Четвертую Глазунова. Из симфоний Шостаковича в эти годы постоянно звучат лишь две – Шестая и Десятая.



1956

Летом ленинградские музыканты выступают в городах ГДР, ФРГ, Швейцарии и Австрии (в Гамбурге была опубликована восторженная рецензия об оркестре с очень показательным названием «Свет с Востока»). В Швейцарии на концертах присутствовали крупнейшие зарубежные музыканты – Отто Клемперер, Яша Хейфец, Натан Мильштейн, Андрес Сеговия.



В Вене своими тремя концертами ленинградцы завершали международный моцартовский фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения великого австрийского композитора. В этом фестивале приняли участие и видные оркестры Европы и такие дирижеры, как Бруно Вальтер, Карл Бем, Герберт фон Караян, Э. Ван Бейнум, Й. Крипс, Э. Майнарди. Неожиданный для многих зарубежных музыкантов успех ленинградцев и их безусловную победу отметили все без исключения венские рецензии.



«Незадолго до своего окончания фестиваль достиг кульминации, превзошедшей самые смелые ожидания. Оркестр Ленинградской филармонии… Это коллектив наивысшего класса, и мы, не колеблясь, присуждаем ему пальму первенства. Из всех известных зарубежных коллективов, которые мы слышали за последнее время, ленинградский – наиболее совершенный, наиболее великолепный. Евгений Мравинский – Большой мастер и воспитатель этого оркестра» - писала газета «Нойес Эстеррайх» 23 июня 1956 года.



С тех пор Вена не выпускает из своего «поля зрения» Мравинского и его оркестр. Они всегда бывают самыми желанными гостями в знаменитом зале Musikverein. В 1960-1982 годах ленинградский оркестр и его главный дирижер приезжали в Вену 8 раз.



25 сентября Мравинский и Заслуженный коллектив выступили с программой, посвязенной 50-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича; с огромным успехом были исполнены Праздничная увертюра, Шестая и Пятая симфонии композитора.



1957

На фестивале советской музыки, организованном филармонией к 40-летию октябрьской революции, Мравинский впервые исполнил Одиннадцатую симфонию Шостаковича. Сочинение, вскоре удостоенное Ленинской премии, сразу прочно вошло в репертуар оркестра и его главного дирижера. Официальная премьера нового произведения состоялась на 4 дня раньше в Москве – под управлением Натана Рахлина.



1958

В сентябре состоялись гастроли в Польской Народной Республике, главной целью которых было участие коллектива в ленинградском фестивале «Варшавская осень».



1960

В этом году состоялось турне оркестра по семи странам (Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия, Италия, Швейцария и Австрия – рекордное количество за один выезд), в которых Заслуженный коллектив дал 34 концерта. В числе наиболее значительных событий этого турне – внушительная победа на знаменитом Эдинбургском фестивале, огромный успех Восьмой симфонии Шостаковича в Париже, исполненной в присутствии автора.



В марте – премьера Второй Симфонии В. Салманова.



1961

В феврале состоялась поездка в Москву, где коллектив провел 3 концерта под управлением главного дирижера.



Первому из советских дирижеров Мравинскому присуждается Ленинская премия.



Гастроли в городах Ленинградской области – Волхове и Сланцах.



В мае-июне оркестр во главе с Мравинским гастролировал в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.



В октябре состоялась премьера Двенадцатой симфонии Шостаковича. Вскоре симфония была записана, и эта запись оказалась последней записью Мравинского, сделанной в студии. Эта симфония оказалась и последним произведением, зафиксированным в записи в исполнении Евгения Александровича (в 1984 году).



В ноябре первым в СССР Мравинский исполняет Третью («Литургическую») симфонию Артюра Онеггера (ноябрь 1961).



1962

В начале года – гастроли в Венгрии (особый успех выпал на долю специально подготовленной для этих гастролей Музыки для струнных, ударных и челесты Бартока).



Гастроли в Киеве.



В апреле – исполнение Альпийской симфонии Рихарда Штрауса.



В конце года – оркестр совершил полуторамесячное турне, одно из наиболее ответственных и сложных, выступив в городах США и Канады. Гастроли прошли с исключительным успехом (ему не смогли помешать даже события в районе Карибского моря, значительно обострившие в этот период отношения между СССР и США). Были исполнены Пятая симфония и Скрипичный концерт Чайковского (солист - Давид Ойстрах), Пятая, Восьмая и Двенадцатая Шостаковича, Четвертая Брамса, Музыка для струнных, ударных и челесты Бартока, сочинения Глинки, Моцарта, Дебюсси.



«Еще один предмет гордости, которым обладает Советский Союз, демонстрировался вчера под громовые аплодисменты полного зала, - писала газета «Нью-Йорк уорлд телеграм энд сан», - Это был ленинградский симфонический оркестр – ансамбль, столь обожаемый любителями пластинок, особенно в связи с записями симфоний Чайковского под управлением Мравинского. Ни он, ни оркестр не могли быть встречены более гостеприимно».



1963

Впервые в СССР – исполнение Третьей Симфонии Сибелиуса (26 октября).



1964

Впервые в СССР – исполнение симфонии Пауля Хиндемита «Гармония мира» (январь 1964), музыки балета Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет» (октябрь 1964), Музыки для струнных, ударных и челесты Белы Бартока (декабрь 1964).



В ноябре была исполнена Седьмая симфония Сибелиуса.



1965

В феврале Мравинский провел со своим коллективом 4 концерта в Москве. Пожалуй, самым главным достижением этих гастролей стало поистине мудрое прочтение Мравинским целой когорты выдающихся современных сочинений, ни одно из которых не было в те годы не только репертуарным, но даже достаточно знакомым публике.



«Ясными, совершенными, живыми сошли к слушателям все еще мало известные сочинения больших художников ХХ века. Сошли такими, каковы они на самом деле, но какими многим не представлялись. Смотрите, классика! – словно сказали нам».



Все сочинения, исполненные Мравинским в этих гастролях, были записаны во время концертов и вошли затем в известный набор грамзаписей «Дирижирует Евгений Мравинский».



В октябре – исполнение музыки балетов И. Стравинского «Агон» (впервые в СССР) и «Поцелуй феи».



В конце года оркестр вновь побывал в Москве: он был одним из основных участников декады ленинградского музыкального искусства.



1966

Возобновление Четвертой симфонии Глазунова и сюиты из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова.



Гастроли в Вене (октябрь) и последующее турне по 11 крупнейшим городам Италии.



1967

В мае-июне – гастроли в ЧССР, Швейцарии и Франции.



1968

Возобновление Четвертой симфонии Брамса и Пятой симфонии Глазунова.



1969

В мае-июне состоялась поездка оркестра во главе с Мравинским в Москву и крупнейшие города Сибири (Челябинск, Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Томск и Омск). Почти во всех этих городах оркестр побывал и в годы Великой Отечественной войны. Поэтому встречи со слушателями были здесь особенно волнующими, праздничными.



Осенью – поездка на фестивали русской и советской музыки в Польшу и Румынию.



1970

22 апреля – в день 100-летия В.И. Ленина – Мравинский и оркестр выступили в Большом зале филармонии, исполнив Двенадцатую симфонию Шостаковича и Пятую Чайковского. Через несколько дней ленинградский оркестр и его главный дирижер играли ту же программу в Ульяновске, в Большом зале незадолго до того открытого Ленинского мемориального центра.



Гастроли оркестра в ГДР, посвященные празднованию 200-летия со дня рождения Бетховена. В связи с этим возобновлены Третья, Четвертая, Пятая и Шестая симфонии великого композитора. Заслуженный коллектив во главе с Мравинским был единственным зарубежным оркестром, принимавшим участие в юбилейных бетховенских торжества. Оркестр дал 8 концертов в Дрездене, Лейпциге, Магдебурге, Эрфурте, Йене, Гере, завершив гастроли торжественным концертом в Берлине.



«Этот оркестр – один из самых лучших, возможно даже, Наилучший оркестр мира. Евгений Мравинский, который руководит им 32 года, - один из самых великих дирижеров современности», - писала газета «Фольксштимме».



1971

В ноябре-декабре прошли несколько концертов, посвященных 50-летию Ленинградской филармонии.



1972

Январь – гастроли в Москве. В связи с юбилеем первой советской филармонии Заслуженный коллектив республики – первым из симфонических оркестров страны – был удостоен почетного титула «академический».



Московские гастроли 1972 года стали одной из наиболее ярких страниц в деятельности оркестра за эти годы. В четырех концертах Мравинский исполнял музыку Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Бетховена, Брамса, Вагнера.



«Известные произведения. И при этом – непокидающее ощущение новизны! – писал Андрей Золотов. – Остаешься под впечатлением правды всего в музыке происходящего и ею выраженного. Вдруг открывается внутренний строй музыки. Условность художественного произведения предстает как высочайшее обобщение реальности».



5 и 6 мая в Большом зале филармонии в присутствии автора состоялась ленинградская премьера последней, Пятнадцатой симфонии Шостаковича. Сам Дмитрий Дмитриевич заранее приехал в Ленинград, был на всех репетициях, много работал вместе с Мравинским, иногда даже вносил поправки в партитуру.



Осенью ленинградцы провели 33 концерта в городах ФРГ, Австрии и Италии. После концерта в Мюнхене, в котором Мравинский исполнял Четвертые симфонии Бетховена и Брамса, одна из газет писала, что это исполнение было «поучительным для немцев».



«Даже в яростном упоении Мравинский не позволяет себе ни одного самопроизвольного, бесконтрольного жеста. Очевидно, работа происходит на репетициях. Это, должно быть, титанический труд. От результата этой подготовительной работы иногда перехватывает дыхание…», - писала гамбургская газета «Ди Вельт» 5 октября 1972 года.



1973

4 июня, в день своего 70-летия Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. В этот день он вместе с оркестром находился на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом.



1975

9 августа скончался Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 24 и 25 октября Мравинский и Заслуженный коллектив провели в Большом зале Ленинградской филармонии концерты, посвященный памяти композитора. В программу вошли Пятая симфония Шостаковича и Шестая Чайковского.



«Мне выпало большое счастье стать первым исполнителем, а стало быть, и первым комментатором многих сочинений Шостаковича, - вспоминал Евгений Александрович в дни 70-летия композитора, - и если я мог максимально приблизить этот дирижерский комментарий, исполнительскую трактовку его сочинений к авторскому замыслу, то я могу это объяснить только тем, что оба мы жили на одной земле, в одной стране, в одинаковой духовной атмосфере. И поэтому мне кровно близко все, что им создано, что отражено в его музыке. Вот эта «близость сюжета», близость отражения» всегда облегчала мою работу над его музыкой. Специфически музыкальных трудностей, с какими я нередко встречался в работе над произведениями других авторов, здесь не было. Предо мной как бы открывалось то, что я сам давно знал, пережил, но не мог высказать. Мне оставалось только мобилизовать все свои силы, и, казалось, их всегда не хватает для того, чтобы исполнительски выполнить то, что им создано… Как это часто сопутствует подлинной дружбе, - мы понимали друг друга с полуслова. Быть может, поэтому мы сравнительно мало общались, редко спорили и не так уж часто встречались. Война разлучила нас на несколько лет, и я вспоминаю с особой теплотой те сравнительно редкие дни, когда судьбы сталкивала нас в Доме творчества композиторов в поселке Репино, что недалеко от Ленинграда, или в филармонии – на репетициях его сочинений. На репетициях разговор ограничен деловыми репликами. В Репино мы не говорили о музыке, и это, может быть, самые приятные часы. Дни наших встреч я вспоминаю как огромную радость и большое счастье. Такое счастье выпадает не каждому».



Гастроли в Японии.



1976

В начале января было принято специальное Постановление Совета Министров СССР «Об увековечении памяти Д.Д. Шостаковича»; в одном из основных его пунктов значиловь: присвоить имя Д.Д. Шостаковича Ленинградской государственной филармонии.



Для Мравинского и его оркестра 1976 год стал «годом Шостаковича». Выдающимся событием стал задуманный и осуществленный Мравинским цикл концертов, посвященных музыке великого симфониста: с января по апрель Заслуженный коллектив и его главный дирижер исполняли Пятую, Шестую, Восьмую, Десятую и Пятнадцатую симфонии композитора (прозвучала и Четырнадцатая симфония, которую играл Ленинградский камерный оркестр, состоящий из музыкантов Заслуженного коллектива), а также Первый скрипичный концерт (солист В. Либерман).



25 сентября, в день 70-летия композитора, Заслуженный коллектив и Мравинский вновь исполнили Шестую и Пятую симфонии.



1977

В январе Мравинский провел премьеру последней, Четвертой симфонии Салманова (год спустя композитор скончался). Последнюю симфонию автор посвятил ленинградскому оркестру и его руководителю, которые были первыми исполнителями всех четырех его симфоний.



В этом же году Евгений Александрович был удостоен премии имени Артура Никиша, учрежденной в Лейпциге в 1956 году. Мравинский стал первым зарубежным музыкантом, получившим эту почетную награду: до него премия им. Никиша присуждалась исключительно представителям немецкой музыкальной культуры (О. Клемперер, Б. Вальтер, К. Мазур и др.) Как указывалось в решении Лейпцигского городского совета, Мравинский был удостоен этой премии «в знак признания его выдающихся достижений в области музыкальной культуры, служащих углублению дружбы между СССР и ГДР».



Гастроли в Японии.



1978

В январе Евгений Александрович получил известие из Вены об избрании его почетным членом Общества друзей музыки, список которого открыли в 1826 году Бетховен, Вебер, Шпор и Россини.



14 июня в Вене состоялась церемония вручения Мравинскому этого диплома. Речь, произнесенная им во время церемонии, была и стройна и неожиданна: начав ее по-русски, Евгений Александрович с такой естественностью и грациозностью перешел на немецкий (во время рассказа о своей встрече с Бруно Вальтером), что вызвал восхищение у всех присутствовавших.



Это было в период концертов Мравинского и его оркестра в Вене. Началом же гастрольной поездки был Милан, где ленинградцы выступили на фестивале в честь 200-летия знаменитого театра «Ла Скала». Затем концерты прошли в Венеции, Болонье, Флоренции и других городах Италии.



Во время пребывания во Флоренции, в день 75-летия, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Евгения Александровича орденом Дружбы народов.



1979

Гастроли в Японии (последняя поездка в эту страну была для ленинградцев 6-й по счету).



1980

Гастроли в Австрию, Швейцарию, ФРГ.



1981

25 сентября, в день 75-летия Шостаковича, Мравинский вновь, как и в прежних юбилейных концертах композитора, исполнял Пятую и Шестую симфонии. Возобновил дирижер и несколько других советских сочинений – Вторую симфонию Салманова, Шестую симфонию с вторую сюиту из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Возвращался Мравинский и к двум своим постоянным симфониям Моцарта - №№ 33 и 39, к сочинениям Чайковского.



31 декабря в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт, в котором Заслуженный коллектив под управлением своего руководителя исполнял балетную музыку Чайковского и Прокофьева. Успех, как всегда, был грандиозным. Дирижера вновь и вновь вызывали на сцену. Неожиданно Мравинский остановил аплодисменты и единственный раз за всю свою многолетнюю концертную деятельность завершил вечер... обращением к залу. Он тепло поздравил слушателей с Новым годом и почти без всякого перехода заговорил об оркестре. Это была лаконичная, но выразительная Ода Заслуженному коллективу. Причем дирижер с гордостью заявил, что он является одним из старейших слушателей оркестра, что именно этому коллективу он многим обязан.



1982

Летом ленинградские филармонисты во главе с Мравинским посетили 5 европейских стран – Австрию, ФРГ, Швейцарию, Францию и Испанию (это была 33-я зарубежная поездка Заслуженного коллектива).



Особенный успех, превзошедший все ожидания, ленинградцы имели в Испании. Концерты Мравинского в Мадриде и Гранаде стали событиями, о которых, как писала одна из газет, «Будут долго говорить и вспоминать». Отзывы испанской прессы оказались едва ли не самыми яркими и впечатляющими среди сотен рецензий, написанных о Заслуженном коллективе за последние 10-15 лет.



«Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Все мы видели оркестры, не отвечающие своей основной задаче, и дирижеров, которые лишь отбивают ритм, позволяя вести себя самому оркестру. С Евгением Мравинским оркестр Ленинградской филармонии действительно является инструментом в руках виртуоза, почти продолжением его тела, его рук. Нет никакой внешней помпы, но практически нет и напряжения. Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни», - писала мадридская газета «Паис».



Отмечая свой 100-летний юбилей, Заслуженный коллектив во главе с Мравинским приехал в Москву, где выступил с сочинениями Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Бетховена. Наиболее показательным стало само начало гастролей, вернее даже, преддверие первого концерта:



«Давно уже мы не видели, чтобы публика, до отказа заполнившая Большой зал Консерватории, движимая единым чувством глубокого уважения и искреннего восхищения, дружно поднялась со своих кресел и стоя приветствовала появившегося на эстраде дирижера».



1983



19 марта и 8 апреля состоялись праздничные концерты, посвященные 100-летию оркестра. В связи с юбилеем заслуги оркестра были отмечены орденом Трудового Красного Знамени. В этих концертах Евгений Александрович дирижировал произведениями Глинки, Мусоргского и Чайковского.



1984

Последние зарубежные гастроли. На фестивале Шостаковича в Дуйсбурге (Германия) исполнение Пятой и Пятнадцатой симфоний.



29 апреля - последняя запись Мравинского (Двенадцатая симфония Шостаковича в Ленинграде). Кроме нее в концерте прозвучала Пятая Чайковского.



1986

20 ноября (предпоследний концерт Мравинского) – Вагнеровская «монография» в Большом зале Ленинградской филармонии: I отделение - Увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид», Прощание Вотана и Заклинание огня из «Валькирии»; II отделение – «Путешествие Зигфрида по Рейну», Траурный марш из «Гибели богов», Полет Валькирий.



1987

6 марта – в Большом зале Ленинградской филармонии последний концерт Мравинского: «Неоконченная» симфония Шуберта и Четвертая симфония Брамса.



1988

В День Крещения Господня, 19 января 1988 года, в 19:30 Евгений Александрович Мравинский скончался у себя дома в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.



Источник: http://www.mravinsky.org



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"