Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Модена Леоне



(23.04.1571 - 21.03.1648)



Итальянский раввин, ученый и писатель эпохи позднего Возрождения. Модена принадлежал к известной семье талмудистов (см. Талмуд) и ученых; получил традиционное еврейское и светское классическое образование. Выдающиеся способности Модены проявились еще в раннем детстве, в Ферраре. В возрасте девяти лет он был отправлен для продолжения образования в Падую. В 1593 г. Модена получил должность учителя и проповедника в Венеции, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. Модена занимал разные должности в венецианской еврейской общине: член совета, проповедник, руководитель хора, созданного в 1632 г. в венецианском гетто, и другие. Кроме того, у Модены было множество других, неофициальных занятий: посредничество, сочинение эпитафий и надписей на талисманах, алхимия и другие. Проповеди Модены пользовались большой популярностью в среде венецианских аристократов и христианских ученых, считавших его выдающимся представителем иудаизма своего времени. Многие из них состояли с ним в переписке и изучали под его руководством иврит. Сборник проповедей Модены «Мидбар Иехуда» («Пустыня Иудейская», 1602) содержит выдающиеся образцы ораторского и гомилетического искусства средневековой Италии. В юности Модена принимал участие в диспутах с христианами, защищая еврейскую религию. Его перу принадлежит антихристианский труд полемического характера «Маген ва-херев» («Щит и меч», издан в Иерусалиме в 1960 г.), в котором Модена доказывает методами науки своего времени и традиционной экзегезы поверхностный характер христианской интерпретации Библии и несостоятельность христианских догм. Многочисленные произведения, обширная переписка и небывало откровенное по тем временам автобиографическое произведение Модены «Хаей Иехуда» («Жизнь Иехуды», Житомир, 1911) позволяют составить представление о его личности. Азартный игрок, вечно погрязающий в долгах, в поисках заработка Модена вынужден был браться за любую работу. Человек блестящих природных способностей, он обладал широким, но довольно поверхностным кругом знаний.





Творчество Модены свидетельствует о неустойчивости его убеждений. В «Маген ве-цинна» («Щит и доспехи», Бреслау, 1856), Модена критикует взгляды Уриэля Акосты и его отношение к талмудической литературе; по-видимому, Модена был и автором произведения «Кол сахал» («Голос глупца», помещенного в книге «Бхинат ха-каббала» — «О каббале», Гориция, 1852), содержащего чрезвычайно острую критику Талмуда и еврейской устной традиции вообще. Противник каббалы и ее мистики, Модена в важном труде «Ари нохем» («Лев рыкающий», Лейпциг, 1840) систематически доказывает псевдоэпиграфический (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) характер книги Зохар; однако в своих письмах выступает восторженным поклонником некоторых иных видов мистики и астрологии.





Как раввин Модена отличался либеральными взглядами. Так, он позволил членам своей общины ходить с непокрытой головой, выступал за включение в синагогальную службу музыки своего друга Саломоне деи Росси, разрешал в субботу играть в мяч на территории венецианского гетто и т. д. Модена был ярым сторонником светского образования (наряду с традиционным), проявлял интерес к музыке, играл в любительском театре, занимался переводами с итальянского языка на иврит, был автором многочисленных стихов на итальянском языке, латыни и иврите, а также одной пьесы.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"