Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Мельников Константин Степанович

Мельников Константин Степанович



(22.07(03.08).1890 - 28.11.1974)



Родился 22 июля (3 августа) 1890 г. в районе Петровско-Разумовского, бывшего в то время дачной окраиной Москвы. Его отец, Степан Илларионович Мельников, был родом из Нижегородской губернии, а мать, Елена Григорьевна (урождённая Репкина), родом из звенигородских крестьян. Степан Мельников трудился рабочим на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет). На границе академических владений и луга Бутырского сельскохозяйственного хутора был построен глинобитный, крытый соломой барак, в котором проживали сторожа, охранявшие угодья Академии, а также находились комнаты рабочих, обслуживавших Новое шоссе (ныне — Тимирязевская улица). По этой постройке вся местность получила название «Соломенная сторожка». Степану Мельникову вместе с женой и пятью детьми (Константин был четвёртым ребёнком в семье) была предоставлена казённая комната на первом этаже в доме рядом с Соломенной сторожкой. Константин Мельников в своих воспоминаниях подробно описал сторожку: её окружал глухой забор, во дворе находились дровяной сарай, стойло для лошадей и колодец. Отец Мельникова тяготился службой, его тянуло к привычному крестьянскому труду. Уже на казённой квартире он завёл двух коров, построил коровник, а когда Константину исполнилось семь лет, построил в деревне Лихоборы свой небольшой дом, куда и перевёз всю семью. Тем не менее Мельниковы жили небогато и средств хватило лишь на то, чтобы Константин Мельников окончил два класса церковно-приходской школы(1903).

«Золотым днём своей жизни» назовёт К. Мельников тот день, когда он, занимаясь доставкой молока, познакомился с женщиной, работавшей прислугой в доме выдающегося учёного и педагога, специалиста в области отопления и вентиляциии, инженера В. М. Чаплина. Она рекомендовала рисунки подростка Чаплину, который был настолько впечатлён художественными способностями Константина, что нанял его помощником в свою фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин».



Благодаря поддержке инженера Чаплина, в 1904 г. Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором обучался в общей сложности в течение 12 лет, получив сначала общее образование (1910), а затем став выпускником отделениий живописи (1914) и архитектуры (1917). На архитектурном отделении Мельников занимался у таких известных академиков архитектуры, как И. В. Жолтовский и И. А. Иванов-Шиц, брал уроки живописи у художников К.А. Коровина, В.Н Бакшеева, А.Е. Архипова, С.В. Малютина, посещал занятия скульптурой у С.Т. Конёнкова.



Ещё будучи студентом, в 1912 году Мельников женился на Анне Гавриловне Яблоковой. В 1913 г. у них родилась дочь Людмила, а в 1914 г. — сын Виктор.



После окончания училища в 1917 году, по приглашению И. В. Жолтовского и А. В. Щусева поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную мастерскую советского времени. Вместе с К.С. Мельниковым в мастерской работало двенадцать мастеров («апостолов», как шутили сами архитекторы), среди которых были прославленные в будущем архитекторы Л.А. Веснин, братья И.А. и П.А. Голосовы, Н.А. Ладовский. Все работы, выполненные Мельниковым в мастерских, руководимых Жолтовским, были выполнены под его влиянием в стилистике неоклассицизма. По его проекту были оформлены фасады ряда зданий московского автомобильного завода АМО, он работал над планами застройки Ходынки и Бутырского района Москвы.



Однако уже в начале 20-х годов Мельников резко порывает с различного рода традиционалистскими стилизациями. Вместе с тем, Мельников не присоединяется ни к каким архитектурным группам и не участвует в публичных дискуссиях, напротив, чётко дистанцируясь от группы архитекторов-конструктивистов, лидерами которой были братья Веснины и Моисей Гинзбург. Отказавшись от неоклассики, Мельников создаёт первые произведения в новом стиле. Прежде всего, это павильон «Махорка» на Всероссийской и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве, который по многим оценкам был самым оригинальным и свежим на выставке[2].



Появление в 1922—1923 годах первых новаторских произведений Мельникова для многих оказалось неожиданным. Они не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, непонимание и отрицание у других. Мельников проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи, во многом определив облик Москвы 1920-х. Сам К. Мельников так отозвался об этом периоде своего творчества:



«Начиная с 1927, мой авторитет вырос в монопольный захват …

вот так поступит любовь и с Вами, если она Вас полюбит»[3].

В 1924 году К.С. Мельников побеждает в конкурсе на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина, архитектурный проект которого осуществлял А. В. Щусев. Саркофаг, предложенный Мельниковым, был необычной геометрической формы.



«Архитектурная идея моего проекта, — вспоминал позднее Мельников, —

состояла из четырёхгранной удлинённой пирамиды, срезанной двумя

противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовывавшими при

пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, верхний

стеклянный покров получил естественную прочность от прогиба. Найденная

конструктивная идея исключала необходимость обрамлять стыки частей саркофага

металлом. Получился кристалл с лучистой агрой внутренней световой среды» [4].

В несколько видоизменённом виде саркофаг, спроектированный К.С. Мельниковым, выполнял свою роль вплоть до Великой Отечественной войны и эвакуации тела В.И. Ленина в Тюмень, где был утерян.



Результатом известности[5] Мельникова, которую принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, стал заказ проекта гаража для Парижа вместимостью в тысячу машин. Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Парижским проектам не суждено было реализоваться, однако ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован К. Мельниковым при строительстве гаражей в Москве:



Бахметьевский гараж (Москва, ул. Образцова, 19а). Памятник истории и культуры.

Основная статья: Бахметьевский гараж

Гараж на Новорязанской улице (Москва, ул. Новорязанская, 27). Памятник истории и культуры.

Основная статья: Гараж на Новорязанской улице (Москва)

Гараж Интуриста (Москва, ул. Сущевский вал, 33), (соавтор архитектор В.И. Курочкин). Памятник истории и культуры.

Гараж Госплана (Москва, ул. Авиамоторная, 63)(соавтор архитектор В.И. Курочкин). Гараж строился для нужд Госплана СССР. В 1955 году в здании гаража и прилегающих строениях разместился 8-й таксомоторный парк. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси». Памятник истории и культуры.

В 20—30-е XX века годы в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения залов мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутренее пространство учреждений культуры[6].



Дом культуры химиков завода «Каучук» (Москва, ул. Плющиха, 64). Находится на участке при пересечении улицы Плющихи и 2-го Труженикова переулка, составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе и Труженикову переулку.

Дом культуры им. И. В. Русакова (Москва, ул. Стромынка, 6). Клуб им. Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах.

Основная статья: Дом культуры им. И. В. Русакова

Клуб фабрики «Буревестник» (Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1). Построен для обувной фабрики «Буревестник». Небольшой клуб расположен на длинном и узком участке земли. Он состоит из длинного прямоугольного корпуса со зрительным залом на 700 мест и застеклённой башни с небольшими залами для различных культурных мероприятий. В 2002 году здание клуба было передано спортивно-оздоровительному комплексу «Татами-клуб» и было отреставрировано на его средства. Несмотря на несколько спорных решений (подверглась переделке уникальная система вентиляции; зрительный зал второго этажа превращен в дискотеку; увеличена высота окон в фойе) внешний облик и общий дух мельниковской постройки сохранён[7]. В настоящее время здание выкуплено Фондом содействия сохранению русского наследия «Русский авангард»[1]. В планах фонда — создание на базе клуба «Буревестник» Международного центра архитектуры (МЦА)[8].

Клуб фабрики «Свобода» (Москва, ул. Вятская, 41а). Построен для завода «Свобода» треста ТЭЖЭ №4 (позднее парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода»). В послевоенное время клуб стал известен как дом культуры работников торговли им. М. Горького (ДК им. Горького). В 2004—2006 годах здание клуба было отреставрировано коллективом архитекторов-реставраторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ)[9] под руководством Е. И. Толстопятенко, при участии архитекторов А. А. Верещагина, И. Б. Синицыной, инженера Е. В. Боровиковой, инженеров-технологов Арифулиной М. А., Первых Л. И. За осуществление этого проекта коллектив архитекторов получил золотой диплом Смотра лучших архитектурных произведений 2004-2006 годов[10]. В настоящее время в клубе проводятся занятия ансамбля русского танца «Умелицы» и танцевальной группы «Каскад», мероприятия Профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы.

Клуб им. М. В. Фрунзе (Москва, Бережковская набережная, 28). Построен для Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе, отсюда часто встречается второе название здания «Клуб Дорхимзавода». Театральный зал клуба имеет три уровня. Он понижается уступами в сторону сцены, при этом верхние ярусы не нависают над нижними. По проекту Мельникова была предусмотрена возможность увеличивать вместимость зала за счёт расположенного над бельэтажем клубного помещения. Для этого вертикальная стенка (уступ между уровнем пола в партере и бельэтаже) должна была раздвигаться, и дополнительная часть зрителей получала возможность смотреть кинофильм ниже уровня партера основного зала. До постройки на Бережковской набережной новых зданий фасад клуба им. М. В. Фрунзе выходил на Новодевичий монастырь. В 1995—2004 годах здесь был знаменитый рок-клуб Tabula Rasa[2]. Собственником здания с конца 1990-х годов является международная холдинговая группа Liral[3], которая профинансировала работы по восстановлению памятника культурного наследия[11]. Комплекс ремонтно-реставрационных работ в Клубе Дорхимзавода, продолжавшихся около трех лет, завершился в начале 2008 г. В здании клуба планируется разместить коммерческий банк.

Дворец культуры фарфорового завода (г. Ликино-Дулёво). Клуб построен для работников Дулёвской фарфоровой фабрики имени газеты «Правда» (сейчас Дулёвский фарфоровый завод) и известен также как «Клуб фарфористов». Торжественное открытие клуба состоялось 24 января 1930 г. Построенный клуб имел полукруглый зрительный зал со сценой и бельэтажем, помещения для клубной работы, библиотеку. Задник сцены мог раздвигаться и зрители летом имели возможность смотреть спектакль из близлежащего парка. В настоящее время здание ДК стоит на балансе Дулёвского фарфорового завода. В здании находится библиотека с читальным залом, спортивный зал, хореографический класс, комнаты для кружков художественной самодеятельности и занятий клубов по интересам[12]. Здание нуждается в реставрации.

Одним из самых известных творений зодчего стал построенный им для себя новаторский дом-мастерская в Кривоарбатском переулке. Здание представляет собой два врезанных друг в друга вертикальных цилиндра, окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников использовал и целый ряд художественных находок, эксперементируя с формой, пространством и освещением. После смерти Мельникова, его дом был неофициально превращён в сравнительно закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 г. являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников.



С конца 1930-х годов Мельникову становится все труднее реализовывать новаторские идеи в архитектуре — его проекты часто критикуются, а в советском искусстве утверждается эстетическая система, мало совместимая с принципами Мельникова.



Наряду с проектированием Мельников ещё с 1920-х годов занимался и педагогической деятельностью, в частности, преподавал в московском Вхутемасе (1921—1925) и Вхутеине (1927—1929). При этом проявил себя как сторонник авангардистского «вольного» подхода к архитектуре.



С 1934 по 1937 г. он преподавал в Московском архитектурном институте, с 1951 г. — в Московском инженерно-строительном институте, с 1960 г. — во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте.



В 1933 г. состоялась персональная экспозиция Мельникова на пятой Триенале декоративных искусств в Милане, а в 1965 году — ретроспективная выставка архитектурных проектов и живописи Мельникова, посвящённая его 75-летию, в Центральном доме архитектора в Москве. В 1967 году Мульникову без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 г. ему было присвоено звание заслуженного архитектора России.



В последние годы архитектор вёл затворнический образ жизни в своих башнях на Арбате.



Скончался Константин Мельников в Москве 28 ноября 1974 г. на 84-м году жизни. Похоронен на Введенском кладбище[13]. Рядом с ним похоронена его супруга и сын, художник В.К. Мельников.



В 2005 году на доме по адресу улица Петровка 27/6, в котором архитектор жил в коммунальной квартире с 1919 по 1929 год, была установлена мемориальная доска в память о нём.



Наиболее известные реализованные архитектурные работы

1915—1917 — жилые и рабочие помещения московского автомобильного завода АМО (не сохранились)

1923 — павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (не сохранился)

1924 — саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина (реализован в несколько видоизменённом варианте, утерян во время эвакуации тела В. И. Ленина в Тюмень)

1924—1926 — Ново-Сухаревский рынок в Москве (не сохранился). Конторское здание рынка (Большой Сухаревский переулок, 9)

1926—1927 — Бахметьевский гараж (находится на реставрации)

1927—1929 — «Золотой период» творчества К. Мельникова:

Дом-мастерская, Москва, Кривоарбатский переулок, 10

Дом культуры химиков завода «Каучук», Москва, ул. Плющиха, 64

Дом культуры им. И. В. Русакова, Москва, ул. Стромынка, 6

Клуб фабрики «Буревестник», Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1

Клуб фабрики «Свобода», Москва, ул. Вятская, 41

Дворец культуры фарфорового завода в г. Ликино-Дулёво

Клуб им. М. В. Фрунзе, Москва, Бережковская набережная, 28

Гараж на Новорязанской улице, Москва, ул. Новорязанская, 27

1930—1931 — Реконструкция фасада Московского камерного театра (сейчас Московский драматический театр им. А. С. Пушкина)

1933—1934 — Гараж «Интуриста»

1934—1936 — Гараж Госплана

Неосуществлённые архитектурные проекты

1924—1924 — Конкурсный проект здания Московского бюро газеты «Ленинградская правда» (победили братья Веснины, не было сооружено)

1925 — Проект гаражей в Париже (не были сооружены)

1927 — Конкурсный проект ДК им. Зуева в Москве (сооружён И. Голосовым)

1929 — Проект памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не был сооружён)

1934 — Конкурсный проект строительства здания Наркомтяжпрома (не было сооружено)

1934—1936 — планирование Лужников, Котельнической набережной



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"