Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Клерон



КЛЕРОН (Clairon; наст. имя и фам.- Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд, Leris de La Tude) [25.01.1723-29(31?).01.1803] - французская актриса. Выдающаяся представительница просветит, классицизма. В 1736 дебютировала на сцене "Комеди Италь-енн" в Париже. В 1737-43 выступала в амплуа субретки в труппах Руа-на, Лилля и др. Возвратившись в 1743 в Париж, была принята в "Королевскую академию музыки" (ныне - т-р "Гранд-Опера"), но пробыла здесь лишь неск. месяцев, т. к. не обладала необходимыми для оперной певицы вокальными данными. В том же году дебютировала в т-ре "Комеди Франсез". Роли: Федра - о. п. Расина; Дорина - "Тартюф"; Селианта - "Женатый философ" Детуша, Зе-нобия и Электра-"Ра-дамист и Зенобия", "Электра" Кребийона. Через месяц К. была введена в состав "сосъетеров" т-ра и вскоре заняла положение ведущей трагедийной актрисы Франции. Играла роли "трагич. принцесс": Родогю-на (о. п.. Корнеля), Гермиона, Роксана, Монима ("Андромаха", "Баязет", "Митридат" Расина), Йемена, Заира, Альзира ("Меропа", "Заира", "Аль-зира" Вольтера). Прославилась исполнением ролей в трагедиях Вольтера, к-рые он писал, имея в виду исполнение их К.: Электра ("Орест", 1750), Идаме ("Китайский сирота", 1755), Аменаида ("Тан-кред", 1760). Восприняв театр. теорию Д. Дидро и работая под рук. Вольтера, К. стала одним из крупнейших реформаторов франц. т-ра 18 в. Она стремилась к психологич. индивидуализации образа, боролась с жеманностью арнстократич. т-ра, утверждала на сцене тип мужественной, сильной личности, непреклонной в достижении цели. К. широко использовала пантомиму, добиваясь экспрессии и динамичности игры; она реформировала трагич. декламацию, преодолев чрезмерную напыщенность сценич. речи, отказавшись от подчинения интонации условному мелодич. рисунку. В "Мемуарах", написанных К. (гл. "Размышления о театральной декламации"), она определила программу работы актера над собой и над ролью. К. требовала от актера аналитич. подхода к роли, ясности мысли, глубокого изучения литературы, истории, географии, анатомии и т. д., совершенного владения голосом, дикцией, мимикой, ' жестом. К. встала на путь реформы условного костюма в трагедии, отказалась от преувеличенной пышности, вводила в костюм этно-графич. и историч. детали. Современники упрекали К. в холодности и рассудочности игры, противопоставляя ей стихийную по темпераменту М. Дюменилъ. Однако просветители -Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др., высоко ценили творчество К. Ее иск-во - интеллектуальное, глубокое и точное, сыграло большую роль в становлении просветительской театр. культуры. К. вела активную борьбу против актерского бесправия, добиваясь официального признания религиозного и гражданского равноправия актеров. Неудача в этой борьбе привела к раннему уходу К. со сцены в 1766. Соч.: Memoires d'Hyppolite Clairon et reflexions sur l'art dramatique, publ. par elle-meme, P., an Vil, [1798], 1799., Лит.: Стороженко Н., Актрисы-соперницы, "Артист", 1892, ј 22; МокульскийС., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; (А г n a u l t A. V. l, Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique..., P., 1829; Manne E.-D. d e, Galerie historique des comediens francars de la troupe de Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877; Jullien A., Histoire du costume au theatre..., P., 1880; Acteurs et actrices du temps passe. La Comedie Francaise. Notices par Ch. Gueullette, P., 1881; Concourt Ed., Mademoiselle Clairon..., P., 1890; Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P., 1900. E. Ф.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"