Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Ильминский Николай Иванович

Ильминский Николай Иванович



(23.04.1822 - 27.12.1891)



Родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье протоиерея.



В двадцать лет поступил в Казанскую духовную академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии "бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка", преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, приниял участие в работе соответствующей комиссии.





Затем, в 1851-1853 годах академическая и миссионерская деятельность Ильминского была прервана научной командировкой на Ближний Восток: он отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучал мусульманское богословие, языки арабский, турецкий и персидский.



Во вновь открытом при Казанской духовной академии противомусульманском отделении Ильминскому было поручено в 1854 году преподавание арабского и турецкого языков, а также других наук. Обвиненный в пропаганде мусульманства, Ильминский оставил академию в 1858 году. Затем Ильминский до 1861 года служил при Оренбургской пограничной комиссии, откуда был перемещен в Казанский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки Ильминский читал и в Казанской духовной академии в 1863-1870 годах. С 1870 года стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Пять лет, с 1867 по 1872 год, Ильминский редактировал "Известия" и "Записки" Казанского университета. В 1872 году он был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело просвещению инородцев Российской Империи.



Уже в первые годы научной деятельности он активно участвовал в происходившем тогда обсуждении проблем миссионерства, рабол над переводами Священного Писания на татарский язык. Не ограничиваясь кабинетной работой он стремился к изучению татарского языка "из первых уст". Для этого он одно время жил в Татарской слободе и посещал занятия в медресе. По поручением архиепископа Казанского Григория (Постникова) он много ездил по селениям Казанской губернии и выносил из таких поездок, как новое для своих филологических познаний, так и ценные сведения о религиозной ситуации на местах. В этих путешествиях он на деле столкнулся с тем бедственным положением, в котором находилось миссионерство среди народов Казанского края. Многие среди коренных жителей Среднего Поволжья: чуваши, мари, удмурты и часть татар, уже давно считались православными, но будучи оставлены без надлежащего пастырского окормления, были чужды даже внешней стороны христианства, и в середине XIX века многие новокрещенные татары стали целыми деревнями возвращаться в ислам. Не способствовало утверждению татар в Православии и совершенное невнимание к их школьному просвещению, какое царило в те времена, и Ильминский взялся изменить дело. На проблемах татар и кряшенов (т.н. "старокрещенных татар") и сосредоточил свое основное внимание Николай Ильминский.



Ильминский постоянно ездил по кряшенским селениям. Его общительный характер, знание языка и способность притягивать людей, расположила к нему недоверчивых к чужакам кряшен. Из этого живого общения, в те годы родились идеи, сыгравшие важнейшую роль в христианской жизни Поволжских народов.



Ильминский все более убеждался в непригодности прежних способов миссионерства. При переводах на татарский язык он отказался от использования татарского книжного языка с арабской графикой, как совершенно непонятного жителям глухих деревень. Книги Священного Писасния и молитвословия он перелагал на разговорный кряшенский диалект и использовал при этом русский алфавит. Помощником и сотрудником Ильминского в освоении этого диалекта стал Василий Тимофеев, крещенный татарин, искренне уверовавший в Евангелие и желавший помочь делу просвещения своего народа.



В 1863 году на казанской квартире у Тимофеева жили три кряшенских мальчика из его села. Он обучал их молитвам на родном языке и читал с ними составленный Ильминским кряшенский букварь. В следующем году таких ребят набралось уже два десятка, а школа, стараниями Николая Ивановича, получила официальный статус. Впоследствии, возвращаясь в свои селения они, пением церковных кряшенских молитв, своим видом и поведением, проповедовали Слово Божие своим старшим родственникам. А Казанская крешено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. После кодификации т.н. "системы Ильминского", преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по Ильминскому, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по мнению Ильминского, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казахского населения и др.). В 1872 Ильминский стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При участии Ильминского открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.







Ильминский был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году и возглавил его Переводческую комиссию. Он делал переводы уже не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки, которые осваивал с удивительной быстротой.



Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства церковнославянского языка, старославянского перевода Евангелия, и изложил свои взгляды в ряде изданий и исследований по этому вопросу. Однообразие текста Ильминский положил в основу издания Евангелия по древним текстам. Ильминский знал Псалтырь наизусть и богодухновенные слова ее всегда помогали ему идти через все трудности.



Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе. Совокупность миссионерской и просветительской деятельности Ильминского стала именоваться "системой Ильминского" и приобрела признание как Русской Православной Церкви так и Российского государства, булучи узаконенной в Правилах от 26 марта 1870 года "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев" Поволжья, Средней Азии и Сибири.



За неустанной работой его застала последняя болезнь - рак желудка. 27 декабря 1891 года Николай Ильминский, приобщившись Святых Таин, скончался. На его погребение собралось великое множество людей от уважаемых представителей духовенства и профессоров академии, до сотен простых кряшен, благодарных человеку, через которого Господь открыл им Свое Евангелие. Апостол Поволжья был похоронен возле кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев, и ныне тело его покоится там, в десятке метров от мощей первого просветителя Казани святителя Гурия. Богомольцы приходят к его могиле по сей день.





Труды



Сочинения



Самоучитель русской грамоты для киргизов, Казань, 1861.

О переводе христианских книг на татарский язык, 1875, из Журнала Министерства Народного Просвещения.

Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия, Казань, 1882; Санкт-Петербург, 1886.

Из переписки по поводу применения русского алфавита к инородческим языкам, Казань, 1883.

О церковном богослужении на инородческих языках, 1883, из Православного Собеседника.

Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и др. инородческие языки в начале текущего столетия, Казань, 1885.

Обучение церковнославянской грамоте (два изд., для учеников и учителей) Казань, 1885 и 1887.

Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар, 1887.

Обучение грамоте по церковнославянской азбуке, Казань, 1888.

Церковнославянская азбука для церковно-приходских школ (для учителей и учеников), 1889.

Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий, Казань, 1890.

Воспоминания об И. А. Алтын-сарине, Казань, 1891.

Беседы о народной школе, Санкт-Петербург, 1892.

О системе просвещения инородцев и о Казанской крещено-татарской школе, Казань, 1913.



несколько исследований славянского текста церковнославянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов.



Издания



Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа - изд. по древним текстам.

Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст, Казань, 1888.

Учебный Часослов

Учебная Псалтирь

Учебный Октоих

и др. изд. для ц.п.ш.



Арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение мухаммеданского вероучения, 1855.

"Бабур-наме" - автобиографические записки султана Бабура, в подл. тексте.

История пророков Рабгузы на джагатайском наречии, Казань, 1859.

Ир-Таргын, киргизская повесть, Казань, 1861.



Статьи

Многие статьи знакомящие с народной словесностью инородцев, их обычаями, обрядами, а также много лингвистических исследований помещены в "Известиях Археологического Общества", "Бюллетенях Академии Наук", "Ученых Записках Казанского университета", "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Православном Обозрении" (с 1863), "Православном Собеседнике", "Церковно-приходской Школе" (1888 и 1889), "Известиях по Казанской епархии" и пр.





Переводы

на татарский





Букварь, 1862, 1864, 1867 и др.

Книга Бытия, 1863.

Пасхальная служба, 1869.

Псалтирь, 1870-е.

Четвероевангелие и Псалтырь, 1891 (репринт: 2001, Российское Библейское общество).

многое др.



Литература



Шишкин, Марк, "Апостол Поволжья", Свете тихий (газета), № 3.

Победоносцев, К. П., "Из воспоминаний о Н. И. Ильминском", Русский Вестник, 1892, февраль.

http://www.golubinski.ru/academia/pobedonos.htm

Соловьев, "Памяти Н. И. Ильминского", Странник, 1892, март.

Витевский, в Известиях по Казанской епархии, 1892, № 4-6 и отдельно.

Знаменский, П. В., На память о Н.И. Ильминском, Казань, 1892.

Н. И. Ильминский: Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни, 1892.

Воскресенский, Н., О переписке Н.И. Ильминского с крещеными татарами, Казань, 1896.

Ильминский, Н. И., "Письма к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву", Православный собеседник, 1895-1898 и 1900 годы.

Харлампович, К., Н. И. Ильминский и алтайская миссия, Казань, 1905.

Знаменский, П. В., "Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае", Православный Собеседник, 1900.

Знаменский, П. В., "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н.И. Ильминского", Православный Собеседник, 1902, январь.

Фархшатов, М. Н., Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы 19 в., Москва, 1994.

Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт., т. I, 1993.

Цирульников, А. М., История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений, Москва, 2001.

Шестун, Евгений, прот. Православная педагогика:

http://www.golubinski.ru/academia/pedagog.htm - глава "Николай Иванович Ильминский".



Использованные материалы



Страница сайта Православные братства:

http://www.uic.nnov.ru/~dofa/pers/ilminski.htm

Страница сайта «Русский Биографический Словарь»:

http://www.rulex.ru/01090239.htm

Страница сайта Башкирского Государственного Университета:

http://www.bashedu.ru/konkurs/zainullin/ilminskiy.htm

Страница сайта Российский общеобразовательный портал, раздел "Коллекция: история образования":

http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12947&ob_no=12950



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"