Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Гоббс Томас

Гоббс Томас



Родился в графстве Глостершир в семье не отличавшегося глубокой образованностью вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу[1]. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.



В 1610 году стал наставником лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни оставался связанным со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Гилилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.



На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт, И. Кеплер.



Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».



Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.



Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.



Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.



Сочинения:



Философская трилогия «Основы философии» — «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642);

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).



Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651)

Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5, L., 1839-45.

The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11, L., 1839-45

В русском переводе:

*Избранные сочинения, т. 1-2, М. — Л., 1926.

*Избранные произведения, т. 1-2, М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).



Литература:



Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 2. Валлис против Гоббса: Квадратура круга = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 0-471-35066-4

Быховский Б. Э. Психофизическое учение Т. Гоббса. «Вестник Комакадемии». 1928, Ї 26 (2).

Ческис А. А. Томас Гоббс. — М. 1929.

«Под знаменем марксизма», 1938, Ї 6 (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).

Деборин А. М. Томас Гоббс, в его сборнике: Очерки по истории материализма 17-18 вв., М. — Л., 1930.

Голосов В. Ф. Очерки по истории английского материализма 17-18 вв. Красноярск. 1958.

Тесля А.А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса, 2006 http://www.krotov.info/lib_sec/19_t/tes/lya.htm#g.

Tönnies F., Thomas Hobbes, der Mann und der Denker, Osterwieck, 1912.

Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952.

Peters R., Hobbes, (L., 1956)

Hobbes studies, ed. by K. C. Brown, Oxf,, 1965.

McNeilly F. S., The anatomy of Leviathan, N. Y. — L., 1968.

Gauthier D. P., The logic of Leviathan, Oxf., 1969.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"