Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Гайдн Франц Йозеф

Гайдн Франц Йозеф



(31.03.1732 - 31.05.1809)



Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями).



В 1749 Йозеф ушёл из хора и стал свободным музыкантом. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никкола Порпора. Параллельно он старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были симфония (первая) и опера «Хромой бес».



В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.



Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и сворачивает свой музыкальный проект.



В 1761 в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие — его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. После смерти в 1766 г. первого капельмейстера, Грегора Вернера, его должность получает Гайдн. Композитор начинает носить ливрею дома Эстерхази и сопровождает своих хозяев, курсируя между фамильным поместьем Айзенштадт (ок. 50 км от Вены), зимней резиденцией в Вене и замком Эстергаза. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.



Князья Эстерхази (сперва Пайль-Антон, потом Николай, или Миклош) — настоящие ценители музыки и почитатели таланта Гайдна. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 г., во время пребывания в Вене, Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.



В 1790 умирает Миклош Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.



Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение миpa» и «Четыре времени года».



Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.



Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Гайдн открыл новые пути в инструментовке, никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. Образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта, считаются в особенности лондонские симфонии и квартеты. Оперы Гайдна отличаются прекрасной фактурой, однако драматический стиль был ему чужд. Несмотря на чрезвычайную религиозность, в своих церковных произведениях он редко доходил до настоящего церковного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступны дарованию Гайдна opaтории, в которых встречаются страницы чудной красоты. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.



Последними произведениями Гайдна, скончавшегося в Вене 31 мая 1809, стали две обширные композиции и три квартета для струнных инструментов.



Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы.



Литература: Dies, "Haydn's Biographie" (Вена, 1810);

Ludwig, "Joseph Haydn. Ein Lebensbild" (Нордг., 1867);

Pohl, "Mozart und Haydn in London" (Вена, 1867);

Pohl, "Joseph H." (Берл., 1875).



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"