Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Асенкова Варвара Николаевна

Асенкова Варвара Николаевна



(10.04.1817 - 19.04.1841)



Асенкова Варвара Николаевна, русская актриса. Родилась 10 (22) апреля 1817 в Петербурге, дочь известной петербургской комедийной актрисы А.Е.Асенковой. В 1828 поступила в Петербургское театральное училище, откуда была вынуждена уйти, не обнаружив, по мнению дирекции, «необыкновенных способностей». Актерскому мастерству училась под руководством актера Александринского театра И.И.Сосницкого. 21 января 1835 с успехом дебютировала на сцене Александринского театра в водевильных ролях Роксоланы (Сулейман II, или Три султанши Ш.С.Фавара) и Мины (Лорнет Э.Скриба). Эти роли закрепили за Асенковой звание водевильной актрисы и определили ее манеру и амплуа. Обладая замечательными внешними данными, обаянием, выразительным голосом, Асенкова блистала в ролях молоденьких героинь и водевильных травести, в так называемых «ролях с переодеванием». Актриса исключительного мастерства и изящества, много и серьезно работавшая над ролями, она оставляла впечатление чрезвычайно легкой игры. Современники отмечали, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим небольшим, но обаятельным голосом, – и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда.

Лучшими ролями Асенковой были роли молодых людей и мальчиков-подростков. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли: юнкер Лелев (Гусарская стоянка, или Плата той же монетой Орлова, 1835), Карл II (Пятнадцатилетний король, 1838), девица (Девушка-гусар, Ф.Кони) и др. Играла Асенкова и мужские роли в серьезных комедиях. К числу ее лучших ролей относится роль Керубино в Женитьбе Фигаро П.О.Бомарше.

Актриса исключительной жизненности и громадного обаяния, Асенкова создала целую галерею лирических героинь. Ей удавались роли в комедии, серьезной драме и даже трагедии, такие, как Евгения Гранде (Дочь скупого переделка романа Бальзака), Вероника (Уголино Полевого), Офелия (Гамлет Шекспира, 1837), Марья Антоновна (Ревизор Н.Гоголя, 1836), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова, 1839) и др. Драматическое дарование актрисы не успело полностью раскрыться в течение ее короткой сценической жизни. Тем не менее Асенкова заявила себя актрисой со своей личной, глубоко субъективной темой. Ее привлекали образы слабых, женственных героинь, готовых на героические поступки. Такие роли она нашла в мелодраме Полевого Параша-Сибирячка (Параша), в Короле Лире Шекспира (Корделия), в Русалке А.С.Пушкина (дочь мельника).

Асенкова выступала на сцене Александринского театра всего пять лет. Последний раз она вышла на сцену 16 февраля 1841. Слабое здоровье и тяжелейшая работа (Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар) спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть.

Умерла Асенкова в Петербурге 19 апреля (1 мая) 1841.





Метрическое свидетельство сухо сообщает: "незаконорожденный младенец Варвара родилась 1817 года, апреля 10 дня". Мать Вареньки, известная артистка Александра Егоровна Асенкова, несколько лет прожила в "гражданском браке" с офицером Семеновского полка Николаем Ивановичем Кашкаровым. За то, что скрыл зачинщиков солдатского бунта против офицерской грубости и мордобоя, он был приговорен к смертной казни. Однако Николай Иванович был переведен в армейский Бородинский пехотный полк и отличился в персидском походе. По возвращении с войны Кашкаров женился на дочери бывшего коменданта Бобруйской крепости. Незаконное семейство было забыто.

"Выходила замуж по расчету, оказалось – по любви". Именно так складывались отношения Варвары Асенковой с театром. "На мне оправдалась пословица "стерпится–слюбится", – как-то обмолвилась актриса, – и я вскоре страстно полюбила театр". Она не сразу обнаружила дарование. Нехотя училась в театральной школе, где ее считали почти совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она страстно привязалась к театру.

Дебютировала Асенкова в январе 1835 г., исполнив в бенефисе своего учителя Сосницкого роль одалиски Роксаланы в комедии Фавара “Солиман II, или Три султанши”. Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно принимали ее в ролях с переодеванием. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли. К числу ее лучших ролей относится роль Керубино в «Женитьбе Фигаро» П.О.Бомарше. Но со временем Асенкова начала тяготиться всеми этими сотни раз сыгранными "девушками-гусарами", Минами, Мирандолинами и Генриеттами…

Актриса знала, что истинные друзья угадывали в ней силу серьезной драматической актрисы. Гуманизм ее творчества, присущие ей душевная глубина и эмоциональность полнее всего раскрылись в драматических ролях: Мальвина ("Мальвина, или Урок богатым невестам", переделка с французского Д. Ленского), Эсмеральда ("Эсмеральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет", 1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в переделке А. А. Шаховского) и др.

На сколько блистательна она была на сцене, на столько же трагично ее судьба складывалась за кулисами. Она была молода, красива, талантлива, не плела интриг, не завидовала, отвергала богатых и именитых соискателей руки и сердца. «Так не бывает!» - шептались злопыхатели. Отвергнутые воздыхатели слали ей непристойные пасквили, распространяли сплетни, устраивали травлю…

Она умерла от чахотки. 16 февраля 1841 года она в последний раз появилась перед публикой, с блестящими глазами и раскрасневшимися щеками. Но радоваться было нечему. Глаза блестели от лихорадки, румянец оказался зловещим признаком близкого конца…



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"