Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Анфантен Бартелеми Проспер



(08.02.1796 - 31.08.1864)



Ранние годы



Бартелеми Проспер Анфантен родился в Париже в состоятельной семье банкира. В 1813 он поступил в Политехническую школу в Париже, где отличился гражданской позицией: в марте 1814 он был в числе студентов, пытавшихся оказать сопротивление занявшим Париж войскам Шестой антифранцузской коалиции. В конце концов, бунтующая школа была закрыта Людовиком XVIII, и Анфантен стал не инженером, а торговцем вином. В деловых целях он посетил множество европейских стран, в том числе Россию, Великобританию, Германию и Нидерланды. В 1821 он основал собственный частный банк в Санкт-Петербурге, но уже через два года вернулся в Париж. В это же время он присоединился к тайному обществу карбонариев. Налаженное через карбонариев знакомство с математиком Олиндом Родригесом (Родригом) привело его к социалистам-утопистам, группировавшимся вокруг Анри де Сен-Симона.



Пропаганда сенсимонизма



Анфантен был привлечён к сенсимонизму не только экономической концепцией данного учения, но и идеей «нового христианства». Хотя Анфантен знал Сен-Симона недолгое время, он считал себя его непосредственным учеником. После смерти Сен-Симона в 1825 руководство сенсимонистской школой перешло к Родригесу, бывшему его ближайшим учеником. Однако он постепенно отошёл от дел, и к 1829 школу возглавил Анфантен и его постоянный оппонент, Сент-Аман Базар, считавшийся новым интеллектуальным лидером сенсимонизма. Анфантен отвечал за разработку ключевых положений и принципов работы сенсимонистов. Он также совершал объезды провинциальных сенсимонистских общин, обращаясь к их участникам в форме, близкой к апостольским посланиям.



Однако сенсимонистский кружок со временем деградировал в подобие церкви сектантского типа, в деятельности которой большую роль стал играть мистицизм. Анфантен и Базар стали «первосвященниками» этой секты, вступая друг с другом в полемику по большинству позиций. Главным пунктом раздора оказался вопрос о семье и браке: Анфантен в этом отношении выделял людей, постоянных по своей природе и непостоянных, причём последние, по его мнению, могли менять жен или мужей по собственному желанию в любое время. Базар и его последователи считали, что Анфантен превратно трактует принципы коллективизма, и его учение о браке является безнравственным и вредным. Несмотря на попытки Родригеса примирить своих товарищей, в конечном итоге, разногласия по вопросам брака и семьи, а также соотношения сенсимонизма и классической религии, вызвали окончательный разрыв между духовными отцами «церкви» и покончили с существованием единого сенсимонистского сообщества уже к концу 1831.



Руководство сенсимонистской общиной



Группа Анфантена, провозглашённого «верховным начальником религии Сен-Симона», приступила к практической реализации своих идей. По учению Анфантена, люди должны «освящаться в труде и удовольствии». В 1831—1832 его последователи проводили многолюдные собрания, служившие средством пропаганды, а также создавали потребительные и производительные ассоциации раюочих. Все это требовало больших расходов, покрывавшихся пожертвованиями отдельных лиц; самым крупным вкладчиком был сам Анфантен. Всего из разных источников было собрано от 900 000 до 1 000 000 франков.



Тем не менее, Анфантен и его группа не понимали истинных требований и положения рабочих, что привело к коллапсу многих проиводительных ассоциаций. В самом «семействе» вновь возникли раздоры по поводу отношений между полами, на этот раз между Анфантеном и Родригесом. Родригес, как и Базар, считал точку зрения Анфантена безнравственной; Анфантен же обвинял коллегу в том, что он не может освободиться от ига устравшей семьи. В конце концов, Родригес также был вынужден покинуть общину (февраль 1832).



Анфантен с последователями удалился в свою усадьбу Менильмонтан неподалеку от Парижа, где создал трудовую общину, призванную реализовать идеи совместного труда «индустриалов» и свободной любви. Члены «семейства» разделили между собой работы по дому и саду; к обеду все собирались вместе, пели молитвы и слушали поучения своего «отца». Здесь же Анфантен изложил свои взгляды на общество в «Новой книге», состоявшей из катехизиса и книги бытия, представлявших собой смесь религиозных, моральных, научных и фантастических воззрений.



Хотя сенсимонисты в Менильмонтане вели скромный и трудолюбивый образ жизни, но существование их общины было прекращено уголовным процессом по обвинению в составлении противозаконного общества и проповеди безнравственного учения. На суде сенсимонисты держали себя как настоящие сектанты и во всем продолжали слушаться Анфантена, называя его «отцом» (даже отказались по его приказу от присяги). Последний на вопросы председателя суда отвечал, что он называет себя «отцом человечества» и «живым законом». На суде Анфантен разоблачал современное устройство общества как настоящую причину безнравственности.



Осуждение и последующая жизнь



В 1832 власти в судебном порядке запретили общину «за оскорбление нравственности»; Анфантен (а также его последователи Шевалье и Дювейрье) был осуждён на год тюремного заключения и оштрафован на 100 франков. Освободившись, Анфантен отправился в Египет, чтобы заняться инженерными работами. Анфантену одному из первых принадлежит идея и проект практической реализации Суэцкого канала. Здесь, в Египте, Анфантен и несколько его единомышленников основали новую сенсимонистскую общину, однако она просуществовала лишь два года, поскольку её руководитель отклонил предложение Мохаммеда Али принять ислам и поступить к нему на государственную службу. Некоторые бывшие последователи Анфантена перешли в фурьеризм, и лишь немногие продолжали говорить и писать в духе религиозно-мистического социализма (Пьер Леру).



По возвращении во Францию Анфантен работал почтмейстером и директором линии железнодорожного сообщения Париж — Лион. В 1841 он был включён в состав научной комиссии по изучению Алжира. В 1848 он в последний раз безуспешно пытался восстановить пропаганду своего учения. Окончательно порвал с социалистическим движением, поддержав бонапартистский переворот Наполеона III. Приветствуя Вторую империю, Анфантен призывал нового императора поощрять развитие промышленности во Франции.



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"