Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      


Ахеджакова Лия Меджидовна

Ахеджакова Лия Меджидовна



(09.07.1938)



Детство



Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том же театре.



Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.



Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь".



Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"

Школу Лия закончила с золотой медалью



Учеба



В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп.



Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.



Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминает: "Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе"".



Современник



В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу.



В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: "Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург -Зина Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса - Леона Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды - Зина.



Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле "Селестина". Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене "Современника" (первая постановка - спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет главную героиню - колдунью и сводницу Селестину.



Николай Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно".



Кино



С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.



Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.



В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую женскую роль второго плана.



Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже". Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.



Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:

Всегда играет одинаково

Актриса Лия Ахеджакова.

Великолепно! В самом деле

Всегда играет на пределе.



Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров - Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.



Личная жизнь



Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник - достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.



Пару слов в заключение



Актер Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.



Игорь BIN



Использованные материалы:

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);

"Семейный альбом Лии Ахеджаковой" (журнал "Ах" №3 март 2000 http://www.poptsov.ru);

Елизавета Пекленкова "Баловство колдуньи" ("Ваш досуг" http://www.vashdosug.ru);

"Все обо всех" (М. "Слово" 1997);

"Нестрашная тайна Лии Ахеджаковой" http://www.paco.net;

Михаил Жигалов, "Лия - женщина моей мечты" http://www.business-lady.ru;

фото http://www.peoples.ru, http://notall.narod.ru



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"