Биографии великих людей

  Главная                                   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я      

Аббаньяно Никола

Аббаньяно Никола



(15.07.1901 - 09.09.1990)



Основатель т. н. позитивного экзистенциализма, стремящегося сочетать идеи последнего с элементами неопозитивизма, полемизируя с М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Г. Марселем и Ж. П. Сартром. На этой основе, а также при помощи «универсальной» формулы «возможность возможности» пытался создать оптимистический вариант экзистенциализма. По его мнению, индивид всегда может из различных возможностей выбрать такую, которая является основой «здорового и устойчивого существования».



Аббаньяно как бы снимает упреки и обвинения в адрес традиционного экзистенциализма в антиинтеллектуализме, иррационализме или идеализме, полагая, что те элементы экзистенциализма, которые дают основание для критики, в его собственной концепции превращаются в элементы положительного и конкретного анализа, без которых нельзя понять рациональности мира. «Позитивный экзистенциализм», по мнению Аббаньяно, становится своеобразной «вечной философией» человеческого существования, которая помогает человеку понять самого себя, других людей, существующий мир. Она не сводится лишь к выработке понятий, к конструированию систем, но означает также фундаментальный выбор, решение, заботу, страдание, т. е., согласно Аббаньяно, благодаря философии человек может жить подлинной жизнью и быть самим собой. Неопределенность и свобода, по Аббаньяно, составляют подлинное бытие человека, субстанцию человеческого Я, которая является и условием реальности, и условием человеческой судьбы, а также основой сосуществования с другими людьми. Только благодаря сосуществованию человек может реализовать свое Я.



Аббаньяно считает, что самой существенной характеристикой природы и конституции человека является время, поскольку оно раскрывает перед ним бесконечное количество возможностей. Взаимопереливы прошлого и будущего образуют историчность человеческого бытия, которая реализует одновременно человеческое Я и субстанцию экзистенции, или субстанцию существования. Историчность рождается из напряжения между текущим и преходящим временем и вечностью, которые одновременно и связаны с историчностью, и противопоставляются ей. Проблемы истории — это не проблемы исторической реальности или исторического суждения, а проблемы существования сущего, или человека. Благодаря истории человек рождается и формируется как истинная личность.



Центральное место в философии Аббаньяно занимает проблема свободы. Свобода существования имеет смысл лишь в отношении к бытию. Быть или не быть свободным — человек решает в ходе своего свободного выбора, который помогает ему стать самим собой. С точки зрения Аббаньяно, человек как существование есть органическая часть мира как тотальности. Неприятие мира есть отказ от подлинного существования, принятие же мира создает, по Аббаньяно, подлинную основу чувственности как условия телесности. Природу Аббаньяно считал объективным порядком вещей, в котором совпадают реальность и инструментальность, ибо человек взаимодействует с вещами и непосредственно, и опосредованно, при помощи техники. Настоящая техника, по Аббаньяно, представляет собой «встречу» между природой и человеком. Но если техника, по Аббаньяно, лишь инструмент воздействия человека на вещи, то искусство — это возвращение к природе, и в качестве такового оно есть история. Возвращаясь к природе, полагает Аббаньяно, человек спасает природу от времени и «встраивает» её в историю. Искусство как возвращение к природе является подлинно свободным выбором, следовательно, в искусстве человек утверждает свою свободу. «Позитивный экзистенциализм», с точки зрения Аббаньяно, раскрывает перед человеком безграничные горизонты возможностей. В этом смысле «позитивный экзистенциализм» Аббаньяно считает подлинным гуманизмом.



Труды на итальянском

Le sorgenti irrazionali del pensiero, Napoli, 1923



Il problema dell'arte, Napoli, 1925



Il nuovo idealismo inglese e americano, Napoli, 1927



La filosofia di E. Meyerson e la logica dell'identità, Napoli-Città di Castello, 1929



Guglielmo di Ockham, Lanciano, 1931



La nozione del tempo secondo Aristotele, Lanciano, 1933



La fisica nuova. Fondamenti di una nuova teoria della scienza, Napoli, 1934



Il principio della metafisica, Napoli, 1936



La struttura dell'esistenza, Torino, 1939



Introduzione all'esistenzialismo, Milano, 1942



Filosofia religione scienza, Torino, 1947



L'esistenzialismo positivo, Torino, 1948



Possibilità e libertà, Torino, 1956



Storia della filosofia, Torino, 1966



Per o contro l'uomo, Milano, 1968



Fra il tutto e il nulla, Milano, 1973



Questa pazza filosofia ovvero l'Io prigioniero, Milano, 1979



La saggezza della filosofia. I problemi della nostra vita, Milano, 1987



Dizionario di filosofia, Torino, 1987



Ricordi di un filosofo, Milano, 1990



Scritti neoilluministici, Torino, 2002



Труды, переведенные на русский

Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., 1998



календарь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

Rambler's Top100
© 2008, "great-people.ru"